ПОЗОР ТЕХНИКИ

К
вечеру на взмыленной лошади на пункт приехал милиционер из совета. У ворот он осадил коня, поставил ковбойскую свечку и крикнул:
— Агронома Сухменева требуют в исполком! Немедленно! — А в чем дело? — немножко изумившись, немножко взволновавшись, спросил агроном. — Доклад делать об участке. — Почему же ночью?
— Стало быть, требуется. Собирайтесь. Сухменев пошел в дом накинуть брезентовую разлетайку.
— Чго-ж это значит? — испуганно спросила жена, и глаза у нее округлились и не моргали:— как ты думаешь? С милицией, на ночь глядя?
Ах, я знаю!—она вдруг широ
ко и облегченно улыбнулась:— это трактор прибыл, трактор!
— В самом деле—сказал агроном: — как это я не догадался? Наверно, трактор!
Он вышел за ворота. Жена махнула ему, улыбаясь, из окна, сложила ладони ру
пором у рта и шаловливо крикнула:
— Дяденька, подвези-и! На машине!..
Агроном засмеялся. Он шел широким торопливым шагом посреди немощенной местечковой улицы; сзади ехал, попыхивая папироской, милиционер. Его вели, как арестованного, и встречные люди останавливались и по
долгу смотрели, оборачиваясь, вслед процессии, некоторые, здороваясь, спрашивали у ми
лиционера, за что взяли агронома. Милиционер не отве
чал; они с сожалением качали головами.
— Це, це! А хороший был человек!
Агроном шел, посмеиваясь; инцидент казался ему забавным.
Исполком местечка Карадонлы, в Азербайджане, помещался на пригорке. Здание было освещено, в окнах мелькали тени. Никакого трактора, однако, во дворе нс ока
залось, и это сразу омрачило веселое и беззаботное настрое
ние агронома. Чорт возьми,
зачем же, все-таки, могли его вызвать к ночи?
— Президиум исполкома—сказал председатель, когда Сухменева ввели в каби
нет, — постановил в срочном порядке заслушать ваш доклад о состоянии агропункта Вы имеете двадцать минут.
Сесть его не пригласили. Все это было загадочно и не
лепо, и он почувствовал в этом какой-то скрытый, не
приятный смысл. Президиум заседал в полном составе; по
чему-то все явно избегали смотреть ему в глаза, и чертили карандашом завитушки на обложках папок.
— Не будучи подготовлен... конечно, очень трудно,— растерявшись, сказал Сухменев, услышал неприятную, малодушную дрожь в своем голосе, и сразу взял себя в руки: — я попытаюсь, однако.
Неделю тому назад он уже делал этот доклад на очередном пленуме.Теперь ему нужно только одно, собственно, — восстановить в памяти знакомые слова и цифры об опытных делянках, пробных удобрениях и засухоустойчивых культурах.
К. РОТОВ

ВНОГУ С ВЕКОМ

— Отлично, — сказал председатель, когда он кончил, — очень хорошо. Позвольте вам предложить, однако, один вопрос...
— Слушаю.
Все вопросы были уже обсуждены, увязаны, проработаны, согласованы и разрешены на пленуме неделю тому назад.
Что могло случиться вдруг, что его ночью н с помощью милиции, как на пожар, притащили сейчас сюда на заседание?
— Позвольте спросить у вас, — выдержав пауз\ , ска
зал председатель:—позвольте
осведомиться, до каких пор вы будете ходить с женой под руку но улицам?
Вопрос был неожиданный. Сухменев опешил и почувст
вовал, как краска медленно заливает его лицо и шею.
— Позвольте...
— Вот именно не позволим. Одним из ответственных товарищей вам уже ука
зывалось частным образом,
что это дискредитирует вас, как советского работника.
— Я не понимаю, какое отношение...
— Второй раз милиционер, заметив, что вы идете под руку с женой по базару, раз единил вас, но вы всту
пили с ним в пререкания. Было это?
— Было. Но я решительно проте...
— А сегодня инспектор Косналогов утром опять уви
дел вас в том же положении у кооперативной лавки. Опять под ручку! И еще днем, и еще
в центре местечка! Товарищ!
Президиум категорически спрашивает у нас, когда этому будет положен предел?
Председатель умолк и вопросительно и недруже
любно поглядел на агронома, ладонью защищая от режу
щего света, глаза. Члены перестали рисовать завитушки и тоже подняли головы.
— Я думаю — тихо, но решительно сказал агроном,— это мое частное дело. Кем и когда запрещено ходить с женой под руку?
— Знаем мы это хожденье. Сегодня со своей женой, а завтра с чужой.
Сухменев вспыхнул и шагнул к столу:
— Я попрошу вас думать о том, что вы говорите!
— Президиум специально обсудил этот вопрос и находит неудобным ваше поведение. Ходите под ручку до
ма, в саду, в огороде, но не по улицам! Это дискредитирует советскую власть! На
стоящий работник под ручку ходить не станет! Поняли?
— Нет, не понял. Вы не даете мне сказать...
— О чем тут говорить еще? Вы раскаиваетесь?
— Нет, товарищи, я думаю, раз он не идет навстречу, постановим, как было предложено!
Члены дружно закивали головами.
— Президиум исполкома, — сказал председатель готовые слова, — ставит вам на вид и воспрещает, если желаете слу
жить в дальнейшем, хождение под ручку с женой, как по3 о р техник и, а также советской власти в глазах населения. Единогласно. Вы свободны, товарищ!
А. Зорич
— Что-ж это ты многолетие провозглашаешь? Теперь пятилетие провозглашать надо!..