ДЕКАБРЯ 1941 Г.

ЧЕТВЕРГ
№ 286 (5417)
Цена 15 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 3 декабря

В течение 3 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
За 2 декабря уничтожено 58 нехецких самолетов. Наши потери — И самолетов.

За 2 декабря нашей авиацией уничтожено н выведено из строя 154 немецких танка. 1.114 автома
шин с войсками и грузами, 50 полевых и зенитных орудий, 15 ав
тоцистерн с горючим, 254 подводы с грузом, истреблено и рассеяно много вражеской пехоты.
На одном из участков Западного фронта артиллеристы части тов. Гетмана в последнем бою уничтожи
ли 9 танков, 3 бронемашины немцев н истребили большое количество солдат и офицеров противника.
За десять дней боев части тов. Бондарева, действующие на одном
ю участков Ленинградского фронта, уничтожили 20 немецких орудий, 21 пулеметов, несколько минометов,
иного автоматов и противотанковых ружей.
Бойды подразделений тг. Сергее
ва и Алексеенко, действующих па одном из участков Южного фронта, за один день захватили 28 немецких танков, 41 автомашину, 21 орудие, 14 пулеметов, 400 противотанковых мин и много другого вооружения.

Партизаны Крыма за два дня, по далеко не полным данным, истребили свыше 150 (немецких солдат
и офицеров, уничтожили 11 грузо-, вых машин, 4 станковых пулемета и 3 автоцистерны с горючим. Успешно действуют к Крыму пар
тизаны-снайперы. За десять дней снайперы уничтожили 312 немецких солдат н 39 офицеров. Партизаны, действующие в захваченных немцами районах Тульской области, на рассвете атаковали конный обоз противника. В завязавшейся схват
ке истреблено 22 немецких солдата, уничтожено 17 конных повозок с продовольствием и теплой одеждой, награбленной фашистами в - оккупированных деревнях. Партизаны Смоленской .области сожгли совершивший вынужденную посадку транспортный немецкий самолет, уничтожили его экипаж и трех фашист
ских офицеров, из которых один был в чине полковника.
Непрерывным потоком поступают от трудящихся взносы в фонд обо
роны СССР. На 1 ноября поступило 916,9 миллиона рублей деньгами, на 1.294.395 тысяч рублей облигаций государственных займов, много платины, золота, серебра, драгоценных вещей н иностранной валюты. К 1 декабря в отделения и главную кассу Московской городской конто
ры Госбанка от трудящихся города Москвы поступили денежные взносы в размере ,98.628 тысяч рублей. Кроме того, москвичи передали в фонд обороны на 5.527 рублей зо
лотой монеты, 2 килограмма 215 граммов платины, 7 килограммов
862 грамма золота, 393 килограмма 486 граммов серебра и другие цен
ности. Колхозники вносят в фонд оборопы родины зерно, мясо, ово
щи, шерсть, молочные продукты. Колхозники сельхозартели «Буревестник», Смоленского района, Ал
тайского края, внесли 120 пудов мяса, 2.400 пудов хлеба. Колхоз «Память Чкалова» внес в фонд обо
роны 1.800 пудов хлеба. Колхозы имени Кирова, «7-й с’езд Советов», имени Сталина, имени Куйбышева сдали в фонд обороны 7.950 пудов зерна.

Утреннее сообщение 4 декабря

В течение ночи на 4 декабря наши войска вели бои с противником и всех фронтах.

Часть тов. Полозкова, действующая на одном из участков Юго- Западного фронта, в боях за дерев
ню И. уничтожила 10 танков и 20 автомашин немцев.

Бойцы тов. Свиридова, действующие на одном из участков Ленинградского фронта, в бою с против
ником уничтожили . 4 немецких орудя, 2 миномета, 2 пулемета, раз
рушили 5 ДЗОТ’ов и истребили свыше 200 немецких солдат и офицеров.

Воентехник 2-го ранга Феоктистов вместе с саперами Пастнчем и При
веденцевым пробрались в располоиение противника и взорвали врахесг.ую крупную дерево-земляную егиевую точку с орудием и гарнизоном. Другая группа саперов сняла 80 противотанковых мин, рас
ставленных немцами, н принесла hi в расположение своей части.

Немецкие оккупанты зверски издеваются над жителями захвачен
ных ими районов. В деревне Скач
ново Смоленской области немцы забрали у крестьян весь скот, хлеб, одежду. Женщин, пытавшихся протестовать против грабежа и произвола, фашисты расстреливают вме
сте с детьми. Колхозники тт. Васенков, Шляхтенко и Величанский,
пришедшие из оккупированных районов в расположение наших чатей, рассказывают: «На станции Присельская немцы устроили концентрационный лагерь для крестьян. Фалшсты согналп туда стари
ков, подростков н даже 12-летних детей. Всех заключенных заставля
ют работать по 14 и больше часов в сутки». Алексей Величанский, который вместе с 360 колхозниками пробыл в этом лагере 12 дней, го
ворит: «Все крестьяне, несмотря на ’морозы, ночуют под открытым небом за проволочными заграждения
ми. Кормят арестованных грязным, несоленым супом, который выдают в заржавленных банках нз-под кон
сервов. За 12 дней колхозники ни разу не получали хлеба. За малейшее уклонение от работы люди расстреливаются на месте». Еще хуже обращаются фашистские извер
ги с заключенными в лагере под Смоленском. В этом лагере еже
дневно умирают от холода и голода многие колхозники, колхозницы и их дети.

Югославские партизаны ведут успешную борьбу против фашистских оккупантов. Недавно немецко
итальянские войска предприняли наступление на город Рудник, находящийся в руках партизан. По
сле ожесточенного боя фашисты были вынуждены в беспорядке отступить, потеряв свыше 600 человек убитыми к ранеными. Парти
заны захватили большое количество пулеметов, винтовок, гранат и
другого вооружения. В конце ноября произошел бой между партиза
нами и отрядом штурмовиков близ деревни Иошаница. Фашистская банда была обращена в паническое бегство. На поле сражения ос
талось 85 трупов штурмовиков и много оружия.

С каждым месяцем растут ряды стахановцев, в несколько раз перевыполняющих нормы. Молодой то
карь завода имени 1-го мая в гор. Баку тов. Ага Кулиев, освоив производство новой ответственной де
тали, выполнял нормы на 300—375 процентов. Затем он, работая одновременно на двух станках, стал давать по 700—750 процентов. 17-летняя Мария Колесникова, дочь мо
билизованного в Красную Армию нефтяника, овладев профессией то
каря, выполняет норму на 315—320 процентов. В цехе, где работают тт. Кулиев и Колесникова, производительность труда каждого станочника выросла но сравнению с сентябрем в среднем в два раза. Токари Кузьмов, Соломин. Мирзоев, Яшин, Кантеев и другие перевыпол
няют свои нормы в 4—5 раз. На Челябинском тракторном заводе сотни работниц, заменивших ушедших на фронт мужчин, стали двухсотни
цами н трехсотннцами. Стахановка механического цеха Анна Филимонова систематически дает 2,5 нор
мы, токарь Федосия Баннова — три нормы, сверловщица Ульяна Зы рянова и нарезчица Дарья Сазонова — более трех норм.

ШТУРМОВЫЕ УДАРЫ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 3. (Спец. корр. ТАСС). В последние дни на
ша авиация наносит войскам прогнвника на московских подступах
тяжелые, массированные удары. Особой активностью отличались операции наших самолетов в районах С. и К. Здесь советские летчи
ки энергично действовали но мотонехчастям неприятеля.
В течение, одного дня 2 декабря произведено 105 боевых вылетов. В районах С. и К. наши летчики уничтожили за этот день 29 танков, 3 танкетки, более 130 грузовиков и до двух батальонов немец
кой пехоты. Кроме того, разгромлен
один войсковой штаб, взорвано 9 бензоцистерн и подавлен огонь 6 полевых орудий п 4 зенитных пу
леметов. В результате бомбового удара по колонне бензоцистерн воз
ник огненный столб высотой в 100 петров. Этот столб огня долгое вреия был виден на огромном расстоянии от места взрыва.
В ночь на 2 декабря подполковник Карпенко и старший лейтенант Золганов, разыскав немецкий аэродром в районе К., дважды подверг
ни его ураганной бомбардировке. Уничтожено 23 фашистских истребителя, аэродром сожжен. В ре
зультате этого налета в течение всего дня 2 декабря над полем боя
отсутствовали немецкие самолетыистребители.
К концу того же дня разведка донесла о движении крупной не
мецкой мотомехколонны в районе В. Колонна состояла из 30 танков, 150 автомашин с пехотой и бое
припасами и 15 бензоцистерн. Штурмовым налетом наших бомбардировщиков эта фашистская ко
лонна была разгромлена. Остатки ев поспешно откатились назад. Один
из наших самолетов был подбит. Однако летчику удалось посадить самолет на нашей территории. Летчик невредим.
Сегодня на целом ряде участков фронта советская штурмовая и бомбардировочная авиация продол
жает столь же активно наносить тяжелые удары по немецким войскам.

Ал. Хамадан. ПОДВИГ СЕРЖАНТА ВЕЛИГУРА

3 1/2 ЧАСА НА АЭРОСТАТЕ
На-днях в Н-ской части порывом ветра был сорван с прикола аэро
стат воздушного заграждения. Это заметил находившийся вблизи сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, тов. Велигура ухватился за стропы. Но под’емная сила воздушного корабля была намного больше. Аэростат поднялся в воздух вместе с повисшим на стропах сержантом.
Отважный аэростатчик не растерялся. Он подтянулся на стропах к гондоле и привязал себя к ней. На высоте 1.000 метров сержант Ве.тнгура добрался до выпускного рука
ва и вытравил газ из аэростата- Аэростат терял свою под’емную силу и медленно начал снижаться.
Мужественный сержант опустился невредимым вместе с аэростатом на
одном из наших дальних аэродромов.

Свободный полет тов. Велигура на аэростате заграждения без гондолы — первый подобный случай в исто
рии воздухоплавания. Тов. Велигура находился в полете три с половиной часа Ai приземлился в ПО ки
лометрах ст своего поста. Высота полета колебалась от 600 до 1000 метров.
На воздушных подступах к столице. Истребители части капитана Найденко на старте.
Фото Д. ЧЕРНОВА (ТАСС)

В ЦК ВКП(б) и СНК СССР

, а
ЦК ВКП(б) и СНК СССР, идя навстречу пожеланиям трудящихся, постановили день Конституции СССР (5 декабря) не праздновать, а считать 5 декабря 1941 года — рабочим днем.
На подступах к Москве. Командир орудия младший сержант Евсеев и наводчик-ефрейтор Моргунов при стрельбе прямой наводкой по танкам противника добились 5 прямых попаданий из 6 выстрелов.

Фото Л. СМИРНОВА ДНИ НАПРЯЖЕННЫХ

БОЕВ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 3. (Спец, корр. ТАСС). Зона кровопролитных боев под Москвой значительно рас
ширилась. В движение приведены огромные силы. Ожесточенные сражения идут за обладание шоссейными дорогами и пунктами, распо
ложенными вдоль них. Многие на
селенные пункты но нескольку раз переходят из рук в руки. На от
дельных участках фронта наши войска под воздействием превосходя
щих сил противника, особенно его танков, вынуждены были вчера отойти на промежуточные рубежи. На других участка* фронта наши части успешно ведут контрнаступление, отбивая у немцев одно селение за другим.
Нопрежнему тяжелой и напряженной остается обстановка на Во
локоламском направлении. Вот уже несколько дней неприятельские си
лы угрожают тут прорывом нашей обороны, бросая в бой новые резер
вы. Ценой больших жертв врагу удалось в районе Волоколамского и Ленинградского шоссе продвинуться до пунктов К., X., В. и О. Славные защитники столицы, заняв новые рубежи обороны, продолжают ус
пешно контратаковать вражеские пехоту и танки, вклинившиеся в отдельных мостах в расположение наших частей. Энская часть совет
ских войск, перешедшая в контр
наступление вдоль Ленинградского шоссе, несмотря на упорное огневое сопротивление противника, продви
гается вперед. Вчера в 16 часов она овладела пунктом Г. н вышла на восточную окраину селений П. и Б.
Ожесточенный бой происходил на улицах пункта К., куда днем ворвалось 27 немецких танков. К вечеру нами было уничтожено 10 тан
ков. Бой продолжался всю ночь, а на утро наши бойцы приступили к очистке этого пункта от немецких автоматчиков.
Десяти вражеским танкам и батальону пехоты вчера утром удалось овладеть селением II. В 14 ча
сов враг, понеся большие потери, был вновь выбит из этого селения. Другая наша часть овладела селениями Б. и Н.-Д.
О возрастающим ожесточением идут бои на Можайском направлении и в северном секторе Малоярославецкого направления. Немцы под
тянули сюда свои вторые эшелоны. На ряде участков врагу удалось вклиниться в нашу оборону и не
сколько потеснить советские войска на восток и северо-восток. Истекая кровью, теряя тысячи солдат и офицеров убитыми и ранеными, боль
шое количество танков и орудий, противник пытается прорваться на ближние подступы к Москве. Как и в период ноябрьского наступления, враг применяет здесь свою излюб
ленную тактику танкового прорыва, бросая в наступление на отдельные пункты большое количество мотопе
хоты и танков. Так, на пункты Е. и С. неприятель бросил в атаку целую пехотную дивизию и 40 тан
ков, на пункт Т. — до батальона пехоты и 50—60 танков.
Одна из наших частей под натиском превосходящих сил против
ника вчера днем оставила селения В. н Р., но затем, предприняв ре
шительную контратаку, не только выбила немцев из этих селений, но н заняла п$шкт Б.
Особенно сильный нажим противник осуществляет в северном секторе Малоярославецкого направле
ния. Группе его танков удалось прорваться к пункту А. Попытка неприятеля овладетв .пунктом К. и выйти на Можайское шоссе не име
ла успеха. Атака противника была отбита с большими для него потерями. В данное время в этом районе идет тяжелый бой.
Бойцы командира Лизюкова, сдерживая яростный натиск врага, унич
тожили вчера около 1.100 человек его пехоты, 8 танков, несколько орудий, взяли в плен 56 солдат и офицеров, захватили 10 станковых пулеметов и 4 миномета. В другом
месте бойцы Лнзюкова взяли в плен 40 немецких солдат и захватили 3 орудия и один миномет.
Большой бой происходил вчера в районе П. Сюда прорвалось ^немецких танков н батальон враже
ской пехоты. Этот многочасовой бой закончился нашей победой. Немцы были выбиты из селения П. и, тес
нимые на запад, оставили еще одно селение, где было уничтожено 4 танка.
Несмотря на успешные контратаки наших войск, положение на Можайском и в северном секторе Малоярославецкого направления остается угрожающим. Немцы бросают в бой новые танковые и пехотные чаоти.
На Сталнногорском направлении конногвардейцы генерал-майора Бе
лова, ломая упорное сопротивление неприятеля, продолжают развивать успех. На ряде участков пемны вновь были потеснены в юго-во
сточном направлении. В пункте К. нашими войсками уничтожено два орудия, 2 станковых пулемета, не
сколько минометов и до 60 человек вражеской пехоты. Одна из стрел
ковых частей, поддерживающая кон-. ников, выбила немцев из 4 пунктов и продолжала двигаться в направлении селения Г. В этом районе ею захвачено 2 орудия, 3 стан
ковых пулемета, один миномет, 3 автомашины, большое количество
винтовок, автоматов и уничтоясено много немецких солдат и офицеров.
И. Грибов.

БОИ

НА ПОДСТУПАХ

К ТАГАНРОГУ

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Наши части продолжают
преследовать отходящего противника. На дорогах от Ростова к Та
ганрогу войсками Южного фронта захвачено много трофеев. Огромны потери противника в живой силе. По сведениям одной лишь группы частей, которыми командует тов. Козлов, потери фашистов исчисляются до 5.000 убитыми и ранеными.
Сегодня бой шел на подступах к TaiaHpory. Противник оказывает
у.ирное сопротивление. Свой отход он прикрывает авиацией и группа
ми автоматчиков, старается зацепиться за каждую складку местно
сти, в частности за водный рубеж р. Миус.
В. Ходаков.

НАШИ ЧАСТИ СДЕРЖИВАЮТ

НАТИСК ВРАГА

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Вчера и сегодня на ряде участков Юго-Западного фронта продолжались ожесточенные бои с противником, который, не считаясь с огромными потерями, рвется на восток. Наши части ге
роически сдерживают натиск врага н переходят к решительным контр
ударам. Попытки немцев продвинуться вперед на энском участке фронта были безуспешны. Вчера части командира Городнянского выбили противника из важного в стратегическом отношении населенного пункта Н. Немцы при этом потеряли до 300 солдат и офицеров убитыми. Встречая мощное сопротивле
ние, противник ценою больших жертв пытается обойти город Е. с юго-запада. Ведя бои. наши части сдерживают немцев, выматывая их беспрерывными ударами и огневыми налетами.
Активно действуют артиллеристы. Неожиданным огневым налетом, со
вершенным сегодня в районе села С., наши артиллеристы уничтожили до 700 неприятельских солдат, 7 танков и 11 орудий.
Решительным контрнаступлением, предпринятым на другом участке фронта, бойцы и командиры части командира Фнкселя достигли значительных успехов. После артиллерийской подготовки, в результате ко
торой разрушено . много вражеских огневых точек, часть сблизилась с противником и навязала ему бой. Не выдержав натиска, немцы от
ступили, оставив на поле боя много убитых и раненых Солдат и офицеров.
Удачно действуют части командира Малиновского. Вчера решительным ударом по превосходящим силам противника ими был взят имеющий большое стратегическое значение населенный пункт И. Захва
чены трофеи, много неприятельских солдат.
На всех остальных участках Юго- Западного фронта наши части обо
роняют занимаемые ими рубеяги. передовыми и разведывательными отрядами ведут бои с противником, уничтожая его живую силу.
З. Липавский.
На подступах к Москве. Зенитчики подразделения лейтенанта Левенко отлично несут службу по охране дальних (подступов к Москве. За последние дни они сбили 6 фашистских самолетов. На снимке? политрук Поляков проводит беседу с бой
цами зенитной батареи.
Фото Д. ЧЕРНОВА и Л. ВЕЛИКЖАНИНА (ТАСС)
ПОСЛЕДНИЕ
ТЕЛЕГРАММЫ

Английский специалист

о действиях

советской авиации

ЛОНДОН. 4. (ТАСС). Редактор английского авиационного журнала «Аэронатикс» Оливер Стюарт высту
пил вчера по лондонскому радио с речью, в которой подробно остановился на действиях советской ави
ации на Восточном фронте. Оливер Стюарт заявил: Большим и полез
ным уроком кампании на Востоке является тесное взаимодействие танков и авиации. Россия в этой об
ласти открыла широкое поле для прогресса. Никогда нельзя было предполагать, что можно добиться настолько _ тесной координации дей
ствий танков и авиации. То. что имеет место сейчас, превосходит все, что можно было предвидеть раньше. Попытки Германии дезорга
низовать линию обороны Москвы путем бомбардировок с воздуха ни к чему не привели. Советская ави
ация показала свою боевую мощь и силу, затруднив продвижение гер
манских войск. Она оказала стойкое и решительное сопротивление осуществлению планов Германии Недооценка сил советской авиации является одной из величайших оши
бок германского командования в нынешней войне.

ШВЕДСКАЯ ПЕЧАТЬ О ТРУДНОСТЯХ

ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК

НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

СТОКГОЛЬМ, 4 (ТАСС) Шведская печать уделяет много внима
ния трудностям немецких войск на Восточном фронте . в связи со стойкой обороной, решительными контратаками частей Красной Армии и
наступлением зимы. Корреспондент газеты «Дагенс нюхетер» пишет, что зпма значительно увеличила и без того огромные трудности герман
ской армии. «Немцам приходилось, — пишет корреспондент, — выру
бать топорами замерзшие в гпязи танки и автомашины». На Москов
ском и Ленинградском секторах фронта наступили морозы, а немецкая армия плохо снаряжена для войны в зимних условиях. По мне
нию корреспондента, «едва ли 25 проц. личного состава германской апмии имеет теплую одежду». На Ленинградском участке фронта немцы в поисках жилья все глубже за
рываются в землю. Корреспондент
следующим образом описывает жизнь немецких солдат под Ленинградом: «Солдаты лежат в промерзшей зем
ле. Охапка соломы, несколько досок и печка из зарядного ящика — вот все что имеет немецкий солдат на фронте».
БОРЬБА
ПОЛЬСКИХ ПАРТИЗАН
БЕРН, 4. (ТАСС). Польские партизаны не ослабляют борьбы с гитлеровскими захватчиками.
Германская газета «Бреслауэр нейесте нахрихтен» сообщала не
давно, что германский суд в Ополе предлагает вознаграждение в разме
ре двух тысяч марок за доставку сведений о местонахождении 26 поляков — бойцов партизанского от
ряда. Отряд действует вблизи Блаховня и Завьепче маленькими груп
пами в пять-шесть человек. По
сообщению газеты, партизаны очень хорошо вооруягены и уничтожили много германских чиновников и полицейских.
Гитлеровские оккупанты расстреляли в Быдгоше двух поляков, пустивших под откос германский воинский поезд
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВИДНОГО ФРАНЦУЗСКОГО ОФИЦЕРА
К ДВИЖЕНИЮ ДЕ ГОЛЛЯ
ЛОНДОН. 4. (ТАСС). Штаб Свободной Франции в Лондоне сообщил о прибытии из США в Лон
дон подполковника Люге. бывшего ранее авиационным атташе при французском посольстве в Москве. Люге присоединяется к де Голлю. Люге подал в отставку после того, как правительство Виши порвало дипломатические отношения с СССР.
ОРГАНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
АССОЦИАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ
НАД ЦЕМЕНТНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
ТОКИО, 4. (ТАСС). Как передает агентство . Домей Цуеин. японское министерство торговли и промышленности издало специальный при
каз, относящийся к 21 компании по производству цемента, об организации к 20 декабря ассоциации по контролю над цементной промыш
ленностью. Эта а ссол наци я будет эсуществлять контроль над производством, продажей, закупкой, экспортом и импортом цемента, а так
же другими операциями цементных компаний в целях удовлетворения потребностей военного времени.
Агентство отмечает, что аналогичные контрольные органы уже были созданы в прошлом месяце в металлургической промышленности и создаются в других важнейших отраслях промышленности — угольной, машиностроительной и судостроительной.

ПРИЕМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГЕНЕРАЛА В. СИКОРСКОГО тов. И. В. СТАЛИНЫМ.

3 декабря вечером в Кремле Председатель Совнаркома СССР и Народный Комиссар Обороны тоа. И. В. Сталин принял в присутствии Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова Председа
теля Совета Министров и Главнокомандующего вооружалными силами Польской Республики генерала В. Сикорского. Ген. Сикорского сопровож
дали Посол Польской Республики г. Кот и Командующий польской армией на территории СССР генерал Андерс. Беседа продолжалась свыше 2 часов.

Грозная опасность, нависшая над столицей, укрепила нашу волю, нашу решимость к борьбе и победе.

Вся Москва поднялась на защиту своей чести

и свободы.