ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
26 ДЕКАБРЯ 1941 Г. ПЯТНИЦА
№ 305 (5436) Цена 15 коп.
Священная ненависть к врагу, святая любовь к родине движут наши полки на бои и победу. Победа будет за нами. Нас ведет великий Сталин. На нас с надеждой смотрит Родина. К нам взывают братья и сестры захваченных немцами советских областей.
Так вперед же, товарищи! Вперед к полной победе, смерть фашистским захватчикам. Истребим их всех до единого.
(Из приветствия бойцов, командиров и политработников Южного фронта героическим защитникам Москвы).
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Вечернее сообщение 25 декабря
В течение 25 декабря наши войска вели бон о противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Запад
ного фронтов наши войска, ведя бои о противником, продолжали продвигаться вперед и заняли ряд населенных пунктов.
За 24 декабря уничтожено 34 немецких самолета. Наши потери — 11 самолетов.

За 24 декабря части нашей авиации уничтожили не менее 12 немец
ких танков, 4 бронемашины, 446 автомашин о войсками и грузами, 11 полевых орудий с прислугой, 4 венитных орудия, 9 зенитно-пуле
метных точек, свыше 135 повозок с боеприпасами, 3 автоцистерны с горючим, взорвали склад боеприпасов, в трех местах разрушили же
лезнодорожное полотно и рассеяли 3 полка пехоты и эскадрон кавалерии противника.

Часть тов. Короткова, действующая па одном из участков Запад
ного фронта, разгромила штаб 206 немецкого пехотного полка и захватила большие склады боеприпа
сов, 270 автомашин, 15 орудий, 22 мотоцикла, 50 велосипедов. На дру
гом участке фронта наши бойцы в результате ожесточенного боя о противником захватили 12 вражеских
автомашин, 2 орудия, 8 минометов и 2 знамени 487 немецкого пехотного полка.

Вражеские автоматчики и пулеметчики, засевшие в помещении церкви в селении Ю., ураганным огнем мешали нашему подразделе
нию продвигаться вперед. Политрук тов. Рагулин о группой бойцов по
добрался к церкви, гранатами и пулеметным огнем уничтожил всех 52 находившихся в ней немцев.

Чувство тревоги и уныния все чаще н чаще сквозит в письмах, которые получают из тыла немец
кие солдаты. Мать солдата Георга Ансельда пишет: «Здесь все говорят, что дела наши на Востоке не
ладные. Такая война — это нечто ужасное. Ты спрашиваешь, что здесь говорят о войне, могу тебе сказать, .что это самая несчастная война...». Иоганнес Шнейдер спраши
вает своего приятеля, ефрейтора
Гюнтера: «Правда ли то, что говорят здесь и что подтверждают раненые солдаты, якобы у нас катастрофи
ческие потери, что целые полки и дивизии полностью истреблены п уничтожены?». Жена солдата Ганса Книпера пишет мужу: «Я часто слу
шаю фронтовые сообщения рот пропаганды. Так получается все гладко и прилизано — слушать тошно...».

В ряде областей колхозники решили откармливать в своих личных хозяйствах скот и птицу для сдачи мяса сверх плана на нужды Крас
ной Армии. Колхозник А. Костин из сельхозартели вмени Кирова, Красночнкойского района, Читинской области, поставил на откорм бычка. Примеру Костина последовали кол
хозники С. Болдырев, И. Михайлов, Б. Лоскутников и другие. В кол
хозе «Красный пахарь* поставлено на откорм 3 быка и 10 баранов, в артели имени Молотова — 3 быка, в артели «Герой труда», Хабаров
ского края, колхозники откормили и сдали Красной Армии 10 телят и 150 кур. В селе Паруновка откорм
лено и сдано для советских бойцов 16 баранов, 2 теленка и сотни кур. 50-летняя колхозница артели имени Ленина, Закаменского аймака, Бу
рят-Монгольской АССР, Гарма Цинсеева сдала для Красной Армии од
ну свпнью и одну корову. Члены одной из сельскохозяйственных ар
телей Баргузинского аймака поста
вили в своих личных хозяйствах на откорм для сдачи в фонд обороны около 300 овец. Кроме того, из об
щественного стада поставлено на откорм 50 голов крупного рогатого скота, 120 овец и 20 свиней. Кол
хозники 17 артелей этого аймака в своих хозяйствах поставили на откорм 172 свиньи, 740 овец, 35 голов крупного рогатого скота.
Утреннее сообщение 26 декабря
В течение ночи на 26 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

Часть тов. Вронского, действующая на одном из участков Западного фронта, за пять дней боев вы
била немцев из 80 населенных пунктов и захватила 47 орудий, 56 автомашин, 54 мотоцикла, 76 вело
сипедов, 15 станковых пулеметов, 8 минометов и много других трофеев.

В ожесточенном бою с противником наши бойцы (Южный фронт) вахватнли 22 пулемета, 16 миноме
тов, 17 орудий, 8 автомашин, 11.000 патронов, 1.000 снарядов и истребили 700 солдат и офицеров противника.

Наша часть, действующая на одном из участков Ленинградского фронта, за два дня боев захватила 4 немецких тяжелых орудия, 18 пулеметов, 15 минометов, 30 автоматов, 26 автомашин и много боеприпасов.

Группа бойцов под командованием лейтенанта Попова в одном из последних боев истребила в немецких офицеров и свыше 40 солдат.
Тов. Попов лично уничтожил офицера и 3 вражеских солдат.

Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистские мерзавцы зверски расправляются с мир
ным населением советских сел и городов.
В поселке Бельцы в подвал одного из домов гитлеровцы загнали 50 пленных красноармейцев и
взорвали дом. В этом же поселке немцы согнали в двухэтажное зда
ние до 800 местных жителей, в том
числе и детей. Затем гитлеровские бандиты подожгли дом. Стремитель
ным натиском наши части заняли поселок. Бойцы потушили пожар и спасли находившихся в горящем здании граждан. Установлены слу
чаи, когда немецкое командование сгоняет из деревень мирных жите
лей в блиндажи и окопы и забрасывает их гранатами.

Многие районы страны значительно расширяют посевы сахарной свеклы. В один из крупнейших са
харопроизводящих районов превра
щается Джамбулская область, Каэахской ССР. В этом году здесь сеяли свеклу 112 колхозов и два оовхоза, вырастившие богатый уро
жай. Около девятисот центнеров свеклы с гектара получили в колхо
зе «Карасу» звенья Туменбаева и Амаповой, 600 центнеров с гектара собрал Меркенский свеклосовхоз. В будущем году площадь свекловичных плантаций в области расши
ряется более чем вдвое. Впервые приступают к посевам свеклы Та
ласский и Курдайский районы. В десять раз увеличивается площадь, занятая под посевами свеклы в Чуйском районе. Во всех районах области созываются 15-дневные кур
сы для подготовки кадров. Курсы обучат 5 тысяч бригадиров, звень
евых, механизаторов, химизаторов, яровизаторов, поливальщиков. Орга
низуются стахановские школы. Впервые колхозы области заложи
ли 34 миллиона корней свеклы, предназначаемых для выращивания семян. В течеппе ряда лет на по
лях колхозов Кировской области производились опытные посевы са
харной свеклы. Опыты показали полную возможность возделывания здесь этой культуры. В 1942 году посевы сахарной свеклы вводятся в 512 колхозах на площади в 7.000 гектаров. Участки, отведенные под свеклу, удобрены н вспаханы под зябь.
Коммунисты и комсомольцы в бою
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 26. (Наш спец. воен. корр.). Девятый день подразделения командира Эрастова успешно ведут наступательные опе
рации. Бойцы и командиры упорно сражаются с противником, уничто
жая его живую силу и технику. Каждый день полон множества эпиводов мужества и героизма совет
ских воинов, их непреклонной воли к победе. В этих боях коммунисты и комсомольцы, находясь в первых рядах атакующих, показывают примеры бесстрашия и самоотверженности.
Политрук Соколов получил задание уничтожить огневые точки про
тивника, мешавшие продвижению нашей пехоты. Вместе с группой храбрецов политрук пошел в атаку. Невзирая на яростный огонь про
тивника, бойцы двигались вперед. Коммунист Соколов был трижды раней, но продолжал вести за собой бойцов. Только после четвертого тя
желого ранения Соколов оставил поле боя.
— Вперед, товарищи! — сказал он перед этим красноармейцам. И бойцы без страха пошли вперед, выполнив приказ командира.
Батальону предстояло прорвать вражеские укрепления и занять важный стратегический пункт. Секретарь комсомольского бюро Нико
лай Монастырей деятельно готовил комсомольцев к наступлению. А когда началась атака и из строя выбыл комиссар батальона, на его место встал Монастырев. Он шел впереди бойцов, увлекая батальон в атаку. Личный пример и отвага
нового комиссара, руководившего вместе о командиром наступлением, помогли батальону успешно выпол
нить задачу. Отбросив фашистов, наши бойцы захватили противотан
ковую пушку, четыре миномета, много снарядов, мин, патронов, уничтожили десятки немецких солдат.
В дни боев лучшие, отличившиеся красноармейцы и командиры вступа
ют в ряды партии и комсомола. Только в одном подразделении командира Кичмана подано 37 заявлений о приеме в партию.
Когда подразделение старшего лейтенанта Курганского получило приказ атаковать врага, командир подал заявление в партийное бюро.
— Хочу иттп в бой коммунистом, — писал Курганский, — обещаю, не щадя жизни, громить фашистскую нечисть.
Бойцы Курганского удачно провели атаку. Старший лейтенант лич
но уничтожил в бою шесть фашистов.
Назавтра собралось партийное бюро. Обсуждалось заявление Курганского. В это время в воздухе по
явилось двенадцать фашистских пиратов. Под разрывами вражеских бомб партийное бюро продолжало
свою работу. Старший лейтенант был принят кандидатом в Члены ВКП(б) и скоро снова повел свое подразделение в бой.
Переползая под жестоким огнем, продвигался вперед к бойцам, драв
шимся с противником, секретарь
комсомольского бюро Пашков. Тут же во время горячего боя он выдал билеты принятым накануне в комсомол молодым патриотам. С комсо
мольскими билетами бойцы еще бесстрашнее и отважнее продолжали громить врага.
И. Пудалов. «НОВОГОДНИЙ ПРИВЕТ С ФРОНТА
МИЛЛИОНОВ ОТКРЫТОК И КОНВЕРТОВ
Народный комиссариат связи выпустил новогодние открытки и конверты. Они двух серий — для поздравлений с фронта и для поздравлений на фронт. На открыт
ках и почтовой бумаге — рисунки, изображающие боевые действия всех родов войск. На конвертах первой серии надпись: «Новогодний привет с фронта».
На отдаленные участки фронта новогодние открытки и конверты доставляются на самолетах.
Тираж открыток н конвертов — 5 миллионов экземпляров.
С завтрашнего дня новогодние открытки, почтовая бумага и кон
верты для поздравлений на фронт поступят в продажу в Москве.
ТРОФЕИ ВОЙСК ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ЗА ПЕРИОД С 21 ПО 25 ДЕКАБРЯ
За период с 21 по 25 декабря войсками Западного фронта захвачено у противника: танков — 33, самолетов — 2, орудий — 126, минометов — 36, пулеметов — 174, ав
томатов — 293, автомашин — 1.128, мотоциклов — 169, велосипедов — 1.552, лошадей — 625, радиостанций — 5. Уничтожено 170 повозок с боеприпасами. Разгромлены штабы 13 армейского корпуса и 268 пехдивизии против
ника. Захвачены крупные интендантские склады и склады боеприпасов. В штабах захвачено большое количество немецких орденов, денег и документов. С 21 по 25 декабря уничтожено 10.220 немецких солдат и офицеров. Сведения о трофеях и убитых далеко не полные, так как значительная часть трупов и оружия находится под снегом.
СОВИНФОРМБЮРО.
50.000 ДЕВУШЕК - НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Комсомольцы Лихоборского узла Московско-Окружной железной дороги организовали обучение женской молодежи массовым производственным профессиям. Почин моло
дых железнодорожников столицы широко подхвачен комсомольскими организациями всех дорог страны.
По поступившим в ЦК ВЛКСМ сведениям, только на 15 железных дорогах Советского Союза приступило к производственному обуче
нию более 10.000 девушек. Многие из них уже успешно овладели но
выми профессиями и работают постахановски.
ЦК ВЛКСМ, одобряя этот почин, предложил всем организациям ком
сомола до конца января 1942 года привлечь из женской молодежи учреждений, колхозов, учебных заведений 25.000 девушек для постоянной работы на железнодорожном транспорте.
В будущем году будут привлечены к производственному обучению 25.000 девушек из числа служа
щих. учащихся и младшего обслуживающего персонала железнодорожного транспорта.
(ТАСС).
МЕСЯЧНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕН
КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ У СТАНКОВ СТАХАНОВЦЕВ
В КЛИНУ
Сегодня утром наш корреспондентС невиданным под’емом население
ТЕПЛЫЕ
ВЕЩИ
ФРОНТОВИКАМ
ШЕСТЬ БРИГАД
КОНСЕРВАТОРИИ
Западный фронт. Командир танковой роты старший лейтенант П. Коновалов с танковым экипажем на рекогносцировке.
Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА (ТАСС).
В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ
О ПРЕОБРАЗОВАНИИ 5 КАВ. КОРПУСА, 3, 14 КАВ. ДИВИЗИЙ
И 52 СТР. ДИВИЗИИ В ГВАРДЕЙСКИЕ НАСТИ
В многочисленных боях за нашу Советскую Родину против фашистских захватчиков 5 кавалерийский корпус, 3 и 14 кавалерийские дивизии л 52 стрелковая дивизия по
казали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности.
5 кавкорпус, 3 и 14 кавдивпзии и 52 стрелковая дивизия с первых дней войны ведут непрерывные бон с немецкими захватчиками, нанесли огромные потери фашистским вой
скам, уничтожив десятки тысяч оолдат и офицеров, и захватили огромные трофеи.
За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за ге
роизм личного состава указанные соединения преобразованы в гвардейские части, а именно:
5 Кавалерийский корпус — в 3 Гвардейский Кавалерийский Кор
пус — командир корпуса генералмайор т. Крюченкнн В. Д.
3 Кавалерийская дивизия — в 5 Гвардейскую Кавалерийскую Диви
зию — командир дивизии генералмайор т. Малеев М. Ф.
14 Кавалерийская дивизия — в 6 Гвардейскую Кавалерийскую Дивизию — командир дивизии полковник Белогорский.
52 стрелковая дивизия — в 10 Гвардейскую Стрелковую Дивизию— командир дивизии полковник Паш- К08СКИЙ М. К.
Указанному кавкорпусу, всем дивизиям, входящим в его состав, и 52 стрелковой дивизии вручаются гвардейские знамена.
25 декабря к концу дневной смены Н-ский завод Москвы выполнил месячный план.
Но ни на минуту не замедлились темпы работы коллектива. Попрежнему у станка лучшего токаря М. Грачева алеют цеховой и обще
заводской переходящие флажки за высокую выработку — четыре с лишним нормы. Три нормы дает в смену давильщик Никитин. 400 — 500 процентов задания выполняет ежедневно Смирнова на сложной и ответственной операции.
Главный инженер Малой с ин* женерно-техническими работниками заканчивает подготовку к производ
ству нового изделия, которое завод решил выпускать с 1 января 1942 года.
Завод перевыполняет годовую производственную программу.
Воля коллектива — усилить оборону родины — выражается во все возрастающей выработке необходимой фронту продукции.
Детские площадки при жилых домах
Московский совет дал указание организовать во всех районах города 280 школьных площадок. Площадки открываются в домах, обо
рудованных благоустроенными и надежными убежищами. Здесь, ря
дом со своими квартирами, дети смогут проводить свой досуг, заниматься в кружках, играть и культурно развлекаться.
В Таганском районе Москвы уже открыты 11 таких площадок. 200 ребят из поселка 1-го подшипникового завода проводят на своей пло
щадке большую часть дня. Здесь организованы кружки рукоделия, рисования, художественного словз. Спортивная школа площадки часто устраивает лыжные вылазки. Недавно ребята оборудовали у себя
хороший каток. Малыши имеют свой уголок. Здесь для них есть куклы, настольные игры. Работой площадки руководит совет из пяти педагогов ближайших школ.
Война заметно изменила характер увлечений ребят. В Дубровском поселке при школьной площадке ре
бята устроили слесарную и столярпую мастерские. Научившись вла
деть инструментом, они стали даже брать заказы на изготовление не
сложных поделок для нужд фронта. Ребята горды оказанным им дове
рием и трудятся с непередаваемым увлечением. В кружках рукоделия девочки вяжут для фронта теплые вещи.
Сеть школьных площадок при
жилых домах расширяется.
связался по телефону с Клином.
К телефону подошел начальник городской милиции тов. Н. Тихонов. Он рассказал, как восстанавливается нормальная жизнь в освобожденном от немецких оккупантов городе.
— На второй же день после разгрома фашистов со всех концов на
чали возвращаться в свой родной город жители, скрывавшиеся в ближайших лесах, в землянках.
За 22 дня своего «хозяйствования» фашистские оккупанты разорили Клин до неузнаваемости. Мно
гие дома сожжены. Гитлеровские бандиты разрушили водопровод, канализацию, бани, почту, железнодорожную станцию, музеи, промышленные предприятия.
Жестоко поплатились за свои разбои и грабежи в Клину фашистские Оккупанты. Все улицы были сплошь усеяны трупами немецких солдат и офицеров. На несколько километров по шоссе валялись сотни автомашин, танков, орудий, мотоциклов.
Клина принялось за восстановление городского хозяйства. За несколько дней все улицы были очищены от фашистских трупов и разного хлама. В городе работает почта, жите
ли регулярно получают московские газеты и письма. Работает и теле
фонная связь. Ведутся работы по восстановлению радиотрансляционного узла. Скоро жители Клипа смогут слушать по радио столицу. Завершаются работы по восстановле
нию железнодорожной станции. В ближайшие два-три дня пойдут поезда Клин—Москва.
В городе работают пекарни и мясокомбинат, регулярно снабжающие паселение хлебом и мясопродукта
ми. Открыты три магазина. Завтра начинают работать бани. Развернуты работы по восстановлению стекольного завода.
Все население старается быстрее залечить раны, нанесенные городу фашистским отребьем.
МЕСЯЧНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕН
Бойцы и командиры Красной Армии не раз поминали, верно, доб
рым словом рабочих московской фабрики ширпотреба (директор тов. Гостынский) за добротные шапкиушанки, меховые жилеты, рукавицы, свитеры.
Коллектив приложил много усилий н энергии, чтобы снабдить героических защитников родины теплыми вещами. Несмотря на двухнедельный перерыв в работе, связанный с переездом в новое помещение, фабрика досрочно выполнила месячный план — 24 декабря.
Работницы А. Воинова и Н. Ишмамедова, закройщики М. и В. Лапины дают ежедневно по три нор
мы. Свыше двух норм выполняют Г. Кузнецова, Т. Белякова, Н. Молодцова, М. Тихомирова, М. Солдатова, 3. Бариновская и многие другие.
Скорняжный цех к 24 декабря выполнил свою программу на 143,2 процента, а трикотажный, изготовляющий теплое белье, носки, варежки, — на 118,1 процента.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧАСТЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ
Московская государственная консерватория им. Чайковского заканчивает формирование пяти студен
ческих н одной бригады педагогов для художественного обслуживания частей Красной Армии и госпиталей.
В состав педагогической бригады вошли: квартет им. Бетховена — профессор Цыганов, проф. Борисов
ский, доцент С. П. Ширинский и педагог В. П. Шнринскпй, а также профессор М. В. Юдина.
В состав студенческих бригад включены учащиеся 4 и 5-го курсов — вокалисты, скрипачи, пианисты.
В ближайшие дни бригады приступят к работе.

С 1 января возобновляет работу музыкальное училище при консер
ватории. Преподавательский состав училища будет укомплектован про
фессорами и педагогами консерватория.
Москва сегодня утром. 1. Бойцы взвода лейтенанта Коровина (часть подполковника Шевцова) на тактических занятиях в Сокольнической роще. 2. На улице Горького. 3. Лучшие стахановцы цеха (начальник Прохоров) Н-ского завода И. Шакалов и А. Евдокимов, выполняющие нормы на 350—450 процентов; цех выложил месячную программу 23 декабря. 4. В станкощштру мента льном институте им. Сталина; профессор С. М. Куликов со студентами 3-го курса в лаборатории за испытанием спецстали для танков; слеза — начальник учебной части института С, Первых. Фото а. Лисицына, л. Смирнова, в. шустина и м. олехнович.