сии обзаны мы с десятикратной бережливостью хранить все, выполненное ве ликими мастерами прошлого; что при полном отсутствии у нас произведений живописи ряда старых художников, тем внимательнее именно мы должны при
сматриваться к каждому, хотя бы скромному, хранящемуся у нас наброску что ведь часто лист с эскизом Тьеполо или Тинторетто может заменить длг изучения отсутствующие картины их — и не только для нас; и что мы, москвичи, особо должны беречь, изучать, любить последней страстной бережностью (ибо как иначе определить пафос музееведа?) рисунки старых мастеров — в их и в наше имя.
А между тем — своеобразие и многообразие Румянцовского музея помешало, быть может, достичь полной оценки и популярности тому замечатель
ному собранию рисунков старых мастеров, которое хранится в стенах его гравюрного кабинета. Конечно, не до конца помешало. Деятельная и просвященная, поистине музейная политика Отделения изящных искусств Румянцовского музея в нашей области выявилась выставкою рисунков голландских ху
дожников XVII века, устроенной в 1917 году, получившей хорошо известный каталог с репродукциями J).— Но выставка, носившая весьма „камерный14 характер, конечно, не могла исчерпать всего богатства содержания интересу
ющих нас коллекций: выставлено было всего только 46 листов из одного только собрания — Н. С. Мосолова. Правда, нам известно, что Отделение имело и имеет в виду устроить иную выставку рисунков, на этот раз итальянских; но мы, очевидно, не ошибаемся, если укажем, что в Отделении инте
ресы гравюры — все же стоят на первом плане; так ведь и должно; и пока что статья наша оперирует с материалом, на половину никому не ведомым. Коллекция рисунков Румянцовского музея пополнилась как раз за последние годы целыми партиями переданных сюда рисунков; о них никто ничего и не слышал; и тем паче подобает нам воспользоваться правом, которое любезно предоставлено нам Отделением, суммарно обрисовать физиономию собрания.
2.
Что такое коллекция? — Очевидно речь должна идти не о случайном конгломерате беспорядочно соединенных самых разных экспонатов, а наобо
рот, о некоем организме, имеющем собственное прежде всего лицо; — с этой точки зрения о рисунках старых мастеров Румянцовского музея, надо бы было сказать, что единой коллекции в музее может быть и нет; есть не „собрание , а „собрания . Множественное число оправдано наличием очень опре
деленных физиономий в тех составных частях, которые вместе составляют
„архив рисунков . Что мы так его назвали, вряд ли случайно. Архив есть место хранения; рисунки Румянцовского музея в значительной мере пока что только хранятся там; лично нам представлялось бы безконечно желательным устройство при Гравюрном кабинете хотя бы двух витрин для постоянной выставки рисунков, перемежающихся в своем составе.
Это — пока в сторону Собрание рисунков Румянцовского музея вызывает на достаточно поучительное сравнение с собранием музея Изящных Ис
кусств. В порядке совсем общих характеристик, можно уже здесь заметить, что оба собрания очень удачно бы дополнили друг друга. — Собрание Ру
мянцовского музея значительно больше; но по качественному подбору собрание музея Изящных Искусств в своих частях, итальянской — может быть, пре