Игнатий Лойола, св. Тереза, св. Филипп Нерийский их ного других придали религиозной жизни после - реформационного периода необыкновенную силу и глубину. Анализируя духовную жизнь этих религиозно одаренных людей, Вейсбах видит в ней целый ряд признаков, которые, конечно, существовали и раньше, как имманентные свойства христианской религии, но которые в эпоху „католической реакции приобрели исключительную силу и значительность. Это, прежде всего, „героизм , видоизмененное и транспонированное в чисторелигиозную сферу наследие Возрождения; затем, сплетение различных, проти
воположных и дополняющих друг друга душевных двигателей и страстей,—
мистики, эротики, аскетизма, жестокости. Эти переживания делаются содержанием искусства барокко и находят в его форме полное выражение. Весьма удачны, с этой точки зрения, характеристики творчества Рубенса, Греко, Зурбарана, Мурильо, Бернини; удачно также сопоставление итальянских и северных образцов церковной живописи, которое наглядно убеждает в ин
тенсивности и единстве „духа , направлявшего творческие усилия искусства барокко. Сплетение „содержания и „формы и зависимость последней от религиозно-психологических двигателей, создает равнодействующую, которую не в силах определить односторонний, „чисто формальный метод.
В то время, как Гаузенштейн пытается дать исчерпывающую характеристику всего искусства барокко, осторожно избегая при этом конкретизации примерами, Вейсбах ставит себе более скромную, но и более определенную задачу — искусство барокко, как художественный выразитель католической реакции. В результате, мы имеем прекрасно документированную и солидную работу, в которой давно уже ощущалась необходимость.
Интересно и знаменательно то, что оба автора, идя различными путями и к разным целям, были, главным образом, поглощены одним вопросом — о влиянии содержания на форму или о выразительности известного комплекса художественных форм вне поля зрения эстетики.
И. Жарновский.
Автолитографии Г. С. Верейского.
Комитет Популяризации Художественных Изданий при Российской Академии Истории Материальной Культуры издал альбом автолитографий Г. С.
Верейского —„Портреты русских художников . Наряду с автолитографиями Б. М. Кустодиева и А. П. Остроумовой-Лебедевой, недавно изданными тем же Комитетом П. X. И., альбом литографий Верейского является выдающимся достижением в области русского художественного эстампа. Литографии Верей
ского особенно интересны как драгоценный иконографический документ. С безупречной правдивостью строгого натуралиста запечатлел художник ряд со
временников. В альбом его вошли портреты: Александра Бенуа, О. Браза, М. Добужинского, Б. М. Кустодиева, Д. Митрохина, П. Нерадовского, А. Остроумовой-Лебедевой, 3. Серебряковой, К. Сомова, С. Яремича.
Г. Верейский превосходный портретист, и альбом, о котором здесь идет речь, является в сущности случайным предлогом для критика, считающего своим долгом отмечать, все подлинно—интересное и талантливое в современном искусстве.