восходит Румянцовский музей, в частях французской и немецкой стоит наравне, и только в голландской — решительно уступает. Собрания (будем уже с начала говорить во множественном числе) Румянцовского музея в общем наполовину состоят из листов мало интересных. -—В их основе все же ле
жит „любительство , не „знаточество . Мы и для Н. С. Мосолова не сделали бы здесь исключения.—Вся коллекция старых западных рисунков Румянцовского музея составилась путем пожертвований. Ни одного рисунка музей не купил (приобретены Н. И. Романовым были только два русских рисунка—по их исключительной редкости: Угрюмов и Боровиковский). Любимцем Москвы Румянцовский музей был и остался. И сколько чудесных сокровищ хранится в нем теперь! Собрания рисунков таят в себе такие сюрпризы, что изучение их было для нас поистине самым романтическим путешествием в даль веков и стран. Когда то поймут окончательно посетители музеев — что за чу
десные авантюры можно пережить в строгих стенах галлерей, кабинетов, библиотек?
В 19 году музей подсчитал свои сокровища. По этому предварительному подсчету в нем числилось 204 рисунка русской школы, 101 рисунок школы итальянской, 75 рисунков нидерландских, 67 рисунков немецкой и 59 рисунков французской школы 2).— Мы можем принять это собрание за основное. В пути нами намеченных планов первое, на чем хочется остановиться — это история собрания.
Его начальным ядром оказывается дар К. И. Рюмина, пожертвовавшего в 1873 году молодому кабинету гравюр Румянцовского музея свое, оценен
ное в 30.000 франков, собрание гравюр и рисунков й). — Собрание составля
лось в 1866 — 72 годах, было богато звонкими именами (о, конечно, здесь и Дюрер, и Корреджио)— и... не заключает в себе почти ничего особо инте
ресного. В 1878 году в отделение гравюр поступают рисунки А. А. Иванова, гордость Румянцовского музея, С. А. Иванова (новый ящик с рисунками которого поступил в 1899 году) — с 1897 года, начинается столь многое давшая музею и всей культурной Москве жертвовательская деятельность Н. С. Мосолова, рядом чудеснейших поступков своих доказавшего, что в идеальном облике коллеционера умение жертвовать должно быть столь же ценно, как и искусство собирать. — Первым по времени пожертвованием Н. С. Мосолова был, по правде сказать, довольно мало интересный альбом немецкого художника Кленгеля, своими 45-ю рисунками пе
регрузившего „немецкую школу коллекции рисунков Румянцовского музея. — За то в 1903 году музею сделан был дар действительно выдающийся. По завещанию Александра Петровича Клачкова в музей поступили две папки и альбом, заключавшие в себе 404 рисунка; правда, что 122 листа из них оха
рактеризованы, как „диллетантские 4). Но в собрании Клачкова были все же превосходные листы, и в последствие нам придется отметить, что италь
янские рисунки Румянцовского музея происходять по большей частью из этой коллекции. В 1905 году собрание рисунков обогатилось по завещанию А. П. Бахрушина; в 1906 году Н. С. Мосолов сделал новое, исключительно цен
ное, пожертвование—44 рисунка нидерландских школ. — В 1910 году от наследников С. С. Шайкевича Румянцовский музей получил 53 рисунка рус
ских художников. В 1913 г- в Румянцовский музей вошло так называемое ..Виленское собрание (82 рисунка) и 16 рисунков XVII века по завещанию В. Н. Исакова. В 1914 г., наконец, то собрание, которое мы условно решили оз