ПИСЬМА ИЗ ПЕТРОГРАДА

Открытие Историко-бытового отдела Русского музея.
После пятилетней подготовительной работы, Историко-бытовой отдел Русского музея приступил к демонстрации своих собраний и 30 сентября впервые открыл двери для широкой публики. Открытие этого отдела, представляющего собою музей нового типа, изучающего русское искусство и старину с новой, вполне своеобразной точки зрения, является, несомненно, большим событием, в музейной жизни Петербурга. По богатству своих коллекций и по возможностям научных изысканий Историко-бытовой отдел приобретет, вероятно, всесоюзное, пожалуй даже и европейское, значение.
Задачи Историко-бытового отдела известны пока лишь небольшому кругу музееведов и друзей искусства, а потому уместно изложить в общих чертах программу этого отдела,—младшего из трех ,братьев —сыновей Русского музея.
В отличие от художественного отдела, Историко-бытовой изучает предметы искусства и старины не в порядке образования и развития художественных форм, а исключительно в плане их бытового значения. Взаимоотношения отдель
ных народностей России, их., географическое положение, антропологические,
религиозные и экономические особенности, составляющие тему исследований этнографического отдела, могут интересовать Историко-бытовой отдел только по степени их влияния на историю быта. Исследование русской жизни в исто
рической последовательности бытовых изменений восполняет деятельность двух других отделов Русского музея, давая, в дополнение к художественно-истори
ческим и этнографическим материалам, полную картину внешней культуры России. Перед Историко-бытовым отделом стоит огромная задача: ему надлежит изучить русскую материальную культуру от древнейших времен до настоящих дней. Осуществление этой задачи требует многих лет упорной и разносторонней работы. Пока же наиболее доступной областью изысканий являются памятники городского дворянского быта. Этим не исключается необходимость изучения современем и других слоев населения—крестьянского, рабочего, мещанского, купеческого быта, духовенства и военного сословия. Бытовые особенности этих сословий представлены в этнографическом отделе Русского музея и в неко
торых других музеях далеко не исчерпывающе и, главное, без соблюдения исторической связи форм. Как при собирании материала, так и при экспозиции его, Историко-бытовой отдел имеет в виду представить не только развитие отдельных элементов быта, но и взаимную их связь в законченных комплексах. С этой целью отдел выставляет в своем помещении ряд систематических кол
лекций, состоящих из планомерного подбора однородных предметов обстановки, костюма, утвари, портретов и картин, мелких украшений, обрядных и спортив
ных предметов, книг и т. п. Кроме того, отдел создает ряд типологических ансамблей, основываясь на планах, зарисовках, фотографиях и других докумен
тах. Наконец, отдел устраивает в своем помещении небольшие бытовые ансамбли, представляющие собою отдельные части более обширных и сложных комплексов, каковы, например, усадьба или дворец. Естественным продолжением этих ансам
блей являются особняки и дворцы, сохранившиеся в качестве бытовых музеев; их можно рассматривать, согласно основной задаче Русского музея, как составные части Историко-бытового отдела. Будучи подчинены Историко-бытовому