ДЕКАБРЯ 1941 Г.

ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 283 (5414) Цена 15 коп.

В грохоте боев, в гуле канонады перед нами встает бессмертный образ Сергея Мироновича Кирова—образ трибуна революции, несгибаемого большевика, отдавшего всю свою жизнь борьбе за великое дело Ленина — Сталина, за свободу и независимость советского государства и зовущего нас в победный бой с врагами нашей родины.

КИРОВ
оратора, как огненного большевистского трибуна, как сердечнейшего человека, как вождя. Могучий голос его звучал на всю страну, звал к кипучему строительному труду, ко все новым и новым социалистиче
ским созиданиям, к непрестанному укреплению могущества родины. Киров всегда умел находить такие слова, которые проникали в мил
лионы сердец, входили в наш быт, жили в народе, зажигали всех чистым и прекрасным пламенем патриотических чувств.
Киров был выдающимся деятелем нашей партии, верным и неколеби
мым соратником великого Сталина. Он счастливо сочетал в себе черты стального, несгибаемого большевика, талантливого пролетарского полко
водца, обладавшего неиссякаемой энергией организатора, руководите
ля масс, бурного революционного трибуна. Все силы, всю свою жизнь отдал Сергей Миронович партии, ре
волюции, народу. Интересы партии Ленина—Сталина, интересы революции были высшим законом его жиз
ни, его деятельности. Начиная с далеких дней ранней юности до последнего дыхания, все отдано,
посвящено в этой замечательно цельной жизни счастью и свободе трудящихся, счастью родины. Всем сердцем, всем своим существом любил Киров нашу родную землю,

ПРИЕЗД В СССР ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ И ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕНЕРАЛА В. СИКОРСКОГО

тайской республики г. Шао Ли-цзе, поверенный в делах США Полномочный Министр г. Торстон, посланник Швеции г. Ассарссон, пос
ланник Чехословацкой республики г. Фирлингер, посланник Греции г. Пипинелис, поверенный в делах Норвегии г. Люнде, поверенный в
делах Ирана г. Этесами, поверенный в делах Югославии г. Богич и другие члены дипломатического корпуса и военных миссий.
При встрече был выставлен почетный караул.
На границе генерал В. Сикорский был встречен и сопровождался до г. Куйбышева командующим поль
ской армией на территории СССР генералом Андерс, генералом Шишко-Богуш, советником посольства Польской республики г. Сокольницким, а также заведующим прото
кольным отделом НКИД т. Ф. Ф. Молочковым и начальником отдела внешних сношений НКО полковником т. В. Н. Евстигнеевым.
все отдавал ей, чтобы она цвела, развивала и разрабатывала свои богат
ства, изо дня в день, из года в год накапливала свое могущество.
Киров был верным сыном родины, прямой и могучей русской душою, великим советским патриотом.
Вся жизнь его — это чистый, ничем не запятнанный образец служения родине. Киров пламенно не
навидел врагов нашей партии, врагов нашей советской земли. Со всей страстностью своего больше
вистского сердца Киров разоблачал, выводил на свежую воду, выжигал
осиные троцкистско-зиновъевские гнезда.
Он пал жертвой этой священной борьбы с предателями, шпионами, агентами фашистской разведки. Партия и советский народ ответили разгромом троцкистско-бухаринских банд, продавшихся германскому империализму. Шайка гнусных преда
телей была уничтожена, стерта с лица земли.
Сейчас, в дни великой исторической битвы с фашизмом, особенно ясно значение этого факта. Предатели родины, троцкистско-бухарин
ские бандиты пытались создать «пятую колонну» в стране, чтобы в случае войны нанести подлый изменнический удар народу из-за уг
ла и открыть ворота врагу. Сейчас особенно ясно, как мудро, как пра
вильно поступила наша партия, наш народ, беспощадно истребив фашистских псов, лазутчиков и агентов немецкого гестапо, вручив
шего нож, яд и пулю троцкиетскозиновьевским бандитам. Изменники были во-время разоблачены и унич
тожены. «Пятой колонны» нет и не может быть на священной совет
ской земле! Весь народ един в борьбе со звериным фашизмом!
В грозные дни исторической борьбы за родину, за ее свободу и честь, за великое, правое наше де
ло светлое, прекрасное имя Кирова зовет к мужеству, к хладнокровию, к бдительности, к самоотверженной
и беспощадной борьбе с врагом, к разгрому фашизма. Киров всегда говорил, всегда верил, что совет
ский народ в случае войны сумеет «организовать полный разгром про
тивника на фронте». И мы знаем,— это будет так: советский народ осуществит разгром фашизма. Под Москвой, под Ленинградом, под Росто
вом, в снегах нашей земли найдут свою могилу немецкие оккупанты. Будем бить оккупантов так, как громил бы и бил их сейчас Киров!
С железной твердостью его руки, с неиссякаемой его энергией, с его стальной волей, с его пламенной верой в правоту нашего великого дела!
Наше дело правое, мы победим!..
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ЮГО-ЗАПАДНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
МАРШАЛУ тов. ТИМОШЕНКО КОМАНДУЮЩЕМУ ЮЖНОГО ФРОНТА, ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ

тов. ЧЕРЕВИЧЕНКО

Поздравляю вас с победой над врагом и освобождением Ростова от немецко-фашистских захватчиков.
Приветствую доблестные войска 9 и 56 армии во главе с генералами ХАРИТОНОВЫМ и РЕМИЗОВЫМ, водрузившие над Ростовом наше славное советское знамя.
И. СТАЛИН.
Москва. 29 ноября 1941 г.

ЕЩЕ УДАР ПО ВОЙСКАМ ВРАГА

Несколько дней назад неожиданным налетом немецких войск был занят Ростов-на-Дону. 28 ноября части Ростовского фронта наших войск под командованием генерала Ремизова, переправившись через Дон, ворвались на южную окраину Ростова и вели бой на улицах города с немецкими войсками. Ночью с 28 на 29 ноября части Южного фронта советских войск под командованием генерала Харитонова, прорвав укрепления немецких войск и грозя им окружением, ворвались с севе
ро-востока в Ростов и заняли его. В боях за освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков полностью разгромлена группа генерала К лейста в составе 14 и 16 танковых дивизий, 60 мотодивизии и дивизии СС «Викинг». Немецкие войска в беспорядке отступают в сторону Та
ганрога. Советские войска преследуют противника. Противник оставил на поле боя свыше 5-ти тысяч убитыми. Захвачены большие трофеи, которые подсчитываются.
СОВИНФОРМБЮРО.

ПЕРЕПОЛОХ В СТАНЕ ГИТЛЕРОВСКОЙ БАНДЫ

Взятие Ростова советскими войсками вызвало большой переполох в стане немецко-фашистской банды. Вся германская печать в течение нескольких дней описывала «завое
вание Ростова» войсками генерала Клейста и якобы уничтожение со
ветских войск на этом участке фронта. Теперь, когда фашисты вы
нуждены невразумительно сообщить немецкому народу и всему миру, что неоднократно «уничтоженныесоветские войска взяли обратно Ростов, гитлеровские пустобрехи попали в весьма затруднительное поло
жение. Окончательно запутавшись в попытках как-то об’яснить собственную брехню, немцы об’явили в до
полнении к сводке германского командования от 29 ноября, что Ростов был взят не советскими вой
сками, а... гражданским населением города. В сводке германского командования говорится, что «Большевики побудили население Росто
ва к борьбе в тылу германских войск» и что «этот противореча
щий международным правилам способ борьбы привел к тому, что гер
манские войска, занявшие Ростов, получили приказ очистить внутреннюю часть города». Однако, выпустив в свет это смехотворное сообщение, гитлеровские дурачки, види
мо, забыли, что они только два дня назад об’явили, будто бы население
Ростова встретило германские войска «со слезами радости на глазах».
Таким образом гитлеровская шайка вконец запуталась в собственной непролазной лжи.
Лишь одна правда проскользнула в очередную немецкую сводку — это признание диких зверств гит
леровцев в дни оккупации города. В сводке германского командования
сообщается, что оккупационные войска получили приказ «Беспощадно провести необходимые репрессивные мероприятия против населе
ния, которое приняло участие в борьбе в тылу у германских войск».
Население Ростова в течение не
скольких дней подвергалось беспощадному истреблению, диким звер
ствам и издевательствам со стороны немецко-фашистских захватчиков.
Нельзя не отметить также следующего обстоятельства. Б дополнении к сводке германского командо
вания германское информационное бюро сквозь зубы процедило, что «большевики, возможно, выпустят теперь сообщения о том что они обратно отвоевали Ростов. Но об этом не может быть и речи».
Однако над Ростовом снова развевается славное советское знамя.
Плохи, очень плохи стали дела гитлеровских брехунов.
СОВИНФОРМБЮРО.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Наша часть, действующая на одном из участков Западного фронта, за один день боев с противником
уничтожила 15 немецких танков, 10 бронемашин, 50 автомашин с боеприпасами, 15 пулеметов, 3 ми
нометных батареи и 11 орудий. На другом участке фронта наши бойцы уничтожили 21 грузовую маши
ну немцев и истребили батальон пехоты противника.

Бойцы тов. Люлишенко в бою с противником на одном из участков Западного фронта уничтожили
15 немецких танков, 6 орудий, 12 станковых пулеметов и истребили до 1600 солдат и офицеров противника.

Красноармеец тов. Бадосов, оставшись один у орудия, меткими вы
стрелами уиичтожил 2 немецких танка.

В результате упорного сопротивления Красной Армии фашистским ордам и огромных потерь гитлеров
цев на Восточном фронте физическое и моральное состояние немецких войск быстро падает. Для поднятия настроения солдат немецкое коман
дование вынуждено перед каждой крупной операцией обещать солда
там отпустить их домой, если они выполнят поставленную перед ними задачу. Пленные рассказывают, что солдатам 10 танковой дивизии было об’явлено, — если они возьмут на
селенный пункт Н., то их отпустят домой. Обещание, конечно, выпол
нено не было. Взятый в плен под Наро-Фоминском солдат 258 немец
кой пехотной дивизии Кондрат Фитц заявил: «Солдаты не хотят
воевать. Все надеются, что скоро война кончится и они вернутся до
мой. Солдаты считают, что, если война хоть немного затянется, все они погибнут от ударов русских.
холода, плохого питания и болезней». Ефрейтор 17 немецкой пехотной дивизии П. Гомма в неотправ
ленном письме к родным пишет:
«Мы получили пополнение, но оно мало боеспособно, не умеет обра
щаться с оружием. Больше всего меня убивает, что почти весь опыт
ный и лучший офицерский состав выведен из строя и заменен неспособными командирами. С нас тре
буют нечеловеческих усилий, но благодарность за это мы получаем очень низкую... Единственное спасение — это: только смерть. Я до сих
пор молчал, не желая беспокоить вас, но теперь пишу о том, что каждый день в России приносит для нас новое мучение. Мы больше терпеть не можем».
Немецкой части, расположенной во французском городе Лилль, гер
манское командование приказало срочно отправиться на Восточный фронт. Узнав об этом, солдаты отказались покинуть казармы. Прибывший карательный отряд фашистов расстрелял 29 солдат. 300 солдат заключены в тюрьму.

Трудящиеся колхозной деревни, снабжая страну и фронт сельскохо
зяйственными продуктами, активно помогают Красной Армии громить фашистских оккупантов. Выполнив план хлебопоставок и сдав натуроплату за работы машинно-тракторной станции, колхозы Минусинского, Майского, Ермаковского, Ачинского и ряда других районов Крас
ноярского края продали государству около миллиона пудов хлеба. Сельхозартель «Красный партизан», Новосибирского района. Новосибир
ской области, продала 9.000 пудов зерна. В Южно-Казахстанской обла
сти колхозы «Новый строй» и «Вольная степь», Ленгерского района, продали государству зерна по
6.000 пудов, колхоз «Комсомольская правда», Джувалинского района, —
12.000 пудов. К началу ноября в области было закуплено у колхозов и колхозников около полумиллиона пудов хлеба.
ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 30 НОЯБРЯ
В течение 30 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
За 29 ноября уничтожено 20 немецких самолетов. Наши потери — 8 самолетов.

За 29 ноября нашей авиацией уничтожено 83 немецких танка, 15 бронемашин, более 650 автомашин с войсками, 12 полевых орудий, 190 повозок со снарядами. 5 автоцистерн с горючим, взорван железнодорожный состав с боеприпасами, истреб
лено и рассеяно более 2 полков вражеской пехоты.

Наши части, действующие на одном из участков Юго-Западного фронта, разгромили 297 немецкую пехотную дивизию. Только за последние два дня боев истреблено
около 4000 немецких солдат и офицеров. Одна наша часть, участвовавшая в этой операции, уничтожила 13 немецких орудий, 2 минометных батареи, 20 повозок с боеприпасами и захватила 5 орудий, 6 ми
нометов, 6 станковых пулеметов и много других трофеев.

Летчики части тов. Комарова за десять дней уничтожили 73 немец
ких тайка, 360 автомашин, более 30 орудий, 8 зенитных точек и истребили до двух полков вражеской пехоты.

Младший сержант тов. Михеев в одном из последних боев уничтожил 11 фашистов.

Партизанские отряды выкуривают
немецких захватчиков из теплых АНГЛИЯ И СССР ОПРОВЕРГАЮТ ГРЯЗНУЮ ФАЛЬШИВКУ

ГИТЛЕРОВСКОГО МИНИСТРА РИББЕНТРОПА

ЛОНДОН, 28. (ТАСС). 25 ноября германский министр иностранных дел Риббентроп выступил с лжи
вым и клеветническим заявлением о том, что еще до нападения Гер
мании на СССР Англия и СССР будто бы вели переговоры о совме
стном нападении на Германию. Эта грязная фальшивка понадобилась Риббентропу для того, чтобы снять с себя пятно обманщика своего народа и создать видимость оправдания вероломного нападения Германии на СССР.
Английский министр иностранных дел Иден недавно выступил в палате общин и, коснувшись заявле
ния Риббентропа относительно СССР, опроверг его, заявив, что «ни на один момент до того времени, как германские войска перешли русскую границу, не происходило
политических или военных переговоров между нами и советским правительством».
Примечание ТАСС. ТАСС уполномочен подтвердить полную правильность заявления министра иностранных дел Великобритании г. Идена о том, что между СССР и Ве
ликобританией «ни на один момент до того времени, как германские войска перешли русскую границу,
не происходило политических или военных переговоров». Фальшивку Риббентропа гитлеровцы стараются использовать для оправдания свое
го вероломного нападения на СССР, но фальшивка остается фальшив
кой, а фальшивомонетчики Гитлер и Риббентроп — стопроцентными фальшивомонетчиками.
жилищ на зимнюю стужу. Жители селения Н., уходя вместе с советскими войсками, подожгли свои дома. Однако фашистам удалось отстоять от огня, часть селения. В избах расположились на ночлег немецкие автоматчики. Партизаны от
ряда товарища А. перед рассветом незаметно, подобрались к селу, сняли часовых и забросали дома бутылками с горючей жидкостью. Выскочившие на улицу немецкие авто
матчики были уничтожены метким огнем партизан. Отряд товарища П. совершил удачное нападение на ме
стечко. где фашисты организовали пошивку рукавиц для солдат. Партизаны перебили немецкий гарни
зон, состоящий из 30 гитлеровцев, сожгли склады, где находились от
нятые у населения теплые вещи и готовая продукция, а также мастерскую. Партизанский отряд товари
ща Т. устроил засаду на одной из дорог. Вскоре показался конный
обоз немцев. Залпами из винтовок и ручными гранатами партизаны обратили в бегство охрану обоза. Часть валенок, теплое белье и шапки, оказавшиеся в обозе, партиза
ны захватили с собой. Остальное уничтожили.
Показания немецких солдат, взятых в плен под Москвой, свидетельствуют о дальнейшем падении боевого духа фашистской армии. Ездо
вой штаба 3-го батальона 215 полка 78 немецкой пехотной дивизии Мартин Кевель рассказал: «За последнее время настроение солдат значительно снизилось. Они перестают верить в успех похода на Москву.
Холода, скудное питание и болезни усиливают недовольство ненужной войной. Последние 5—6 дней мы
хлеба не получали вовсе. Начались желудочные заболевания. За по
следние дни заболела одна треть состава штаба батальона». Обер-ефрейтор 5-й роты 8 пехотного полка 8 немецкой пехотной дивизии Гер
хард Финкхайвер показал: «Наша 5-я рота потеряла 120 человек. Во втором батальоне, в который вхо
дит наша рота, из 750 человек осталось немногим больше 100 че
ловек». Солдат 2-го батальона 187 пехотного полка 87 немецкой пехотной дивизии Фриц Хельбат заявил: «В нашем батальоне появилось много больных гриппом, а также обмороженных. Лично я сам ви
дел более 10 обмороженных солдат. Все мы давно не мылись и не ме
няли белье. Свирепствует ужасная вшивость, появились заболевания сыпным тифом».
Германское информационное бюро 28 ноября передало сообщение о том, что будто бы «27 ноября германские бомбардировщики совершили уничтожающий налет на крупнейший аэродром в районе совет
ской столицы», в результате чего якобы были «подожжены ангары и убежища» и уничтожены «советские машины».
Советское Информбюро сообщает, что ни 27 ноября, ни в последующие дни немецко-фашистская авиа
ция не появлялась над советскими аэродромами и поэтому не поджигала и не могла «поджигать убежища» и уничтожать «советские ма
шины» как в «районе советской столицы», так и на других участках фронта.
Таким образом, сообщение Германского информационного бюро от 28 ноября является брехней.
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 1 ДЕКАБРЯ
В течение ночи на 1 декабря наши части вели бои с противником на всех фронтах.
В семидневных боях на одном из участков Юго-Западного фронта наши бойцы уничтожили 15 немецких танков, 10 бронемашин, 50 ав
томашин, 11 орудий, 15 пулеметов, 3 минометных батареи и истреби
ли свыше 1500 немецких солдат и офицеров.
Группа советских самолетов лейтенанта тов. Иванова, внезапно атаковав скопление противника в де
ревне Д., уничтожила 10 немецких танков, 15 танкеток, 75 автомашин, 4 орудия, 5 пулеметно-зенитных установок и штабную машину противника.
В Нарвском лагере для советских военнопленных фашистское командование создало невыносимую об
становку. Красноармейцы спят в повалку на голой земле, под откры
тым небом. Охранники из отрядов «СС» отняли у пленных шинели, телогрейки, валенки, белье и взамен этого выдали ветхое, пришедшее в негодность летнее обмундирование немецких солдат. Военно
пленных заставляют по 14 часов в сутки выполнять изнурительные земляные работы. Изверги запряга
ют по 5—10 красноармейцев в сани и принуждают их перевозить железнодорожные рельсы. Установле
ны факты, когда военнопленных, одетых в немецкую форму, направ
ляют на передовые линии фронта для строительства укреплений и подвоза боеприпасов. Охранники избивают изнуренных и раненых крас
ноармейцев. Все это приводит к массовым заболеваниям. От голода и болезней в лагерях умирает много военнопленных.
Трудящиеся Туркмении своей самоотверженной работой укрепляют обороноспособность Советского Сою
за. Многие предприятия республики уже выполнили производственные планы 1941 года. 18 ноября закон
чил годовую программу Байрам- Алийский хлопкозавод, дав стране продукцию исключительно высшего и первого сортов. На 49 дней рань
ше срока выполнила годовой план Ашхабадская шелкомотальная фабрика. Коллектив этой фабрики, зна
чительно сократив расходование сырья, сэкономил государству 670 тысяч рублей. Закончили годовую программу Ашхабадский хлопкоза
вод и Чарджуйские шелкомотальная и ватная фабрики. На больших ско
ростях водят поезда машинисты Ашхабадской железной дороги.
Инициаторы сталинских вахт среди
железнодорожников Туркмении ма
шинисты тт. Климов и Ковалевич за одну поездку сэкономили 1682 килограмма нефти. От паровозных бригад не отстают стахановцы подсобных цехов депо. Токари тт. Иванов и Боярский ежедневно выполняют по 350—360 процентов нормы.

Смелый налет балтийцев

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙ СКИЙ ФЛОТ, 1. (ТАСС). Две не
большие группы моряков Красно
знаменной Балтики, действующие вместе с пехотными подразделениями на одном из участков Ленинградского фронта, совершили сме
лый ночной налет на деревню Р. Бесшумно приблизившись к деревне, моряки закололи штыками немецких часовых, пристрелили одного из них, пытавшегося удрать, а
затем внезапно напали на немцев с двух сторон деревни.
Удар моряков произвел настолько ошеломляющее впечатление на не
мецких солдат и офицеров, что
все они бросились удирать, и нн один не пытался даже отстрели
ваться Много немцев бежало в нижнем белье. Балтийцы заняли деревню, захватив оружие и документы.
30 ноября с. г. в Куйбышев прибыл председатель Совета Министров и Главнокомандующий воору
женными силами Польской республики генерал В. Сикорский в соп
ровождении Начальника Штаба Главнокомандующего бригадного генерала Климецкого, советника кабинета Премьера г. Ретингера и др.
На аэродроме генерала В. Сикоргского встречали: Заместитель Пред
седателя СНК СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел т. А. Я. Вышинский, председатель Куйбы
шевского Горсовета т. М. А. Пылев, комендант г. Куйбышева подполковник т. П. М. Лукин и ряд ответственных сотрудников Наркоминдела, наркоматов Обороны и Военно(Морского флота, а также состав посольства Польокой республики во главе с послом г. Кот, посол Вели
кобритании г. Криппс и глава антлнйской военной миссии генерал
Макфарлан, посол Афганистана г. Султан Ахмед Хан, посол Турецкой республики г. Актай, посол Ки
Семь лет назад враги народа, враги и предатели нашей родины, троцкистско-зиновьевские бандиты убили Кирова. Семь лет назад перестало биться мужественное серд
це пламенного большевика, умолк иогучий голос любимого народного Трибуна, оборвалась благородная жизнь бесстрашного рыцаря рево
люции. До сих пор живет в наших сердцах боль этой глубокой утраты! Никогда, никогда не померкнет в веках светлый, чистый образ Кирова! Никогда не угаснет в нас и /последующих поколениях ненависть к его убийцам, свершившим чудо
вищные преступления, пошедшим на собачью службу к фашизму, поразбойничьи напавшему сейчас на кашу родину.
Киров был светлым гением налей коммунистической партии, нашей родины. Горячо любил народ кристального, деятельного, волевого, жизнерадостного, душевного Сергея Мироновича. Обаяние этого чудесного человека, этого великого граж
Данина нашей страны было безграничным. Его зпали, любили, прихо
дили к нему за советом, за поиощью рабочие, профессора, колхоз
ники, писатели, артисты, дети. Его шали весь Ленинград, Москва, Ба
ку, Астрахань, его знала вся родина. Его люб к л и, как изумительного руководителя, как прекраснейшего
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 30 НОЯБРЯ
В течение ночи на 30 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Несколько дней назад, после ожесточенных боев, наши войска оставили г. Тихвин.