РЕПЕРТУАР ГАБТ‘а И МОЛОДНЯК

Вопрос о молодняке в Большом театре приобретает в наши дни исключительную остроту и важность. Практическое разрешение этого вопроса представляет собою исключительные труд
ности, хотя принципиально он невероятно прост и может быть охарактеризован всего несколькими
словами, гласящими: будущее принадлежит молодости. В такой формули
ровке вопрос о молодняке Большого театра тесно связан с вопросом репертуара этого театра, затронутым мною в моей статье, помещенной в пре
дыдущем номере «Современного Театра», а также с вопросом о композиторском молодняке в той
его части, которая чувствует с себе призвание к творчеству в области оперы.
Новое время приносит с собою новые песни. Новые песни требуют для своего исполнения но
вых певцов, живо ощущающих пульс новой эпохи и способных к передаче ее художественных идей, всегда отличных от идей прошлой эпохи. Вся история музыки является сплошным рядом дока
зательств этого утверждения и констатированием факта постоянной борьбы между старым и новым течениями как в области творчества, так и в области исполнения. В одни эпохи эта борьба только несколько ослабевала, в другие, наоборот, обострялась, но никогда не прекращалась и не останавли
валась. Наша эпоха является свидетелем особого
обострения этой борьбы, обусловленного ясно наметившимся кризисом музыкального сознания во всех странах с европейской музыкальной ци
вилизацией. Этот кризис музыкального сознания (быстрый прогресс музыкального искусства и тяга к открытиям в области новой музыки) в СССР усложняется тем, что у нас борьба за новую музыку ведется одновременно с горячей борьбой за массовую пролетарскую музыку, в области оперного творчества выливающуюся в формы борьбы за советскую оперу, или, вернее, за созда
ние советской оперы, так как настоящей советской оперы у нас пока еще не создано.
Все эти условия объясняют нам многое в вопросе о молодняке Большого театра, который один только может сдвинуть Большой театр с той мертвой точки, на которой развитие этого театра остановилось в наши дни. Но для того,
чтобы совершить этот подвиг, являющийся в то же самое время и жизненным призванием и долгом молодняка, этот последний должен ясно отдать себе отчет в том, к чему он должен стремиться. И цели его стремлений должны быть достаточно значительными и в полной мере отвечающими запросам нашей великой эпохи.
Кого можно причислить к молодняку Большого театра? Молодых артистов этого театра. Каким
требованиям должен отвечать молодой артист? Он должен быть прежде всего артистом, т.-е. человеком наделенным талантом и вполне владею
щим техникой своего искусства. Он должен быть вооружен необходимыми для его профессии зна
ниями и навыками и единственно чего ему может недоставать — это артистической опытности, ко
торая достигается только в результате большой самостоятельной работы. К области знаний и навыков молодого оперного певца должно, безу
словно, относиться знание репертуара, т.-е. уменье делать все то, что делают старые артисты. Но плох будет тот молодой артист, который пределом
своего артистического самолюбия поставит только «вытеснение» из их ролей старых артистов театра,
ибо это будет обозначать только то, что этот артист не хочет итти дальше первой стадии своего артистического развития. Таким представителям мо
лодняка мы, конечно, всегда предпочтем старых артистов, которые будут иметь преимущество перед молодежью в опытности и законченности
исполнения. Хорошими молодыми артистами, вполне достойными своего призвания, мы будем считать только тех представителей молодняка, которые, учась на примере своих старших товари
щей по сцене, будут иметь стремление к работе
в новых оперных областях, еще не открытых их старшими товарищами и для работы в которых их старшие товарищи — будем говорить откро
венно — не подходят. Как каждый отдельный артист ищет для себя таких ролей, которые наиболее отвечают его дарованию, так и весь молод
няк Большого театра должен искать себе такой «коллективной роли», которая будет отвечать его запросам, являющимся, в своей сущности, запросами молодой жизни нашей страны.
При том огромном прогрессе музыкального искусства, который наметился в последнее деся
тилетие и при тех огромных задачах советизации оперы, которые выдвинуты на очередь в наши дни в СССР, мы имеем полную возможность предпо
лагать, что тип оперного артиста через 10 лет будет совершенно иным, чем мы видим его сейчас. Куда же, выражаясь несколько вульгарно, «де
нутся» тогда те представители нашего оперного молодняка, которые ограничат свой художествен
ный кругозор только «Травиатами», «Чио-Чио
Сан» и прочими операми, ветшающими на наших глазах с каждым днем? Вот здесь, в этом пункте мы вплотную подходим к проблеме художествен
ного воспитания нашего оперного молодняка, разрешение которой немыслимо без правильного разрешения вопроса о новом, вообще, и о советском в частности, оперном репертуаре. Репертуар Большого театра должен подвергнуться посте
пенному, но немедленному освежению, причем процесс этого освежения должен проводиться хотя и твердо, но в высшей степени осторожно и при непременном условии работы только над высоко-художественными музыкально-сценическими произведениями.
Этим я отнюдь не рекомендую Большому театру отказываться от популярных произведе
ний, имеющих в большинстве случаев мировое распространение и признание и служащих пре
восходной школой для молодых певцов. Но все же я не думаю, чтобы молодняку было особенно полезно выступать в тех часто затрепанных и рас
хлябанных постановках старых опер, которые мы иногда видим на сцене Большого и, что бывает чаще, Экспериментального театров. Опера, иду
щая по инерции и по традиции, без малейшего признака внутреннего горенья, — это худшая из всех обстановок, которые только можно пред
ставить для выступлений молодых певцов, чье назначение: творить новые сценические образы
и итти вперед, а не обрастать плесенью рутины и тиной традиций так называемого «доброго старого времени».
ВИКТОР БЕЛЯЕВ