3А ОЖИВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ

Новая установка работы театров на обслуживание организованного, рабочего зрителя, новые задачи, выдвинутые перед театром эпохой куль
турной революции, не могли быть полностью и успешно выполнены без привлечения представи
телей рабочих масс, пролетарской общественности к органической работе театров.
Художественно-политические советы, через которые организованный рабочий зритель осу
ществляет свое влияние на работу театра, на его продукцию — вот наиболее целесообразная форма органической связи художественно-зрелищной работы с интересами рабочих масс.
Основная задача художественных советов так определяется положением о них: «регулирование художественной и идеологической деятельности театра на основе увязки производственной работы предприятия с общественностью».
Казалось бы, что доказывать необходимость существования таких художественных советов -— дело совершенно излишнее, казалось бы, что эти советы должны были (в силу самой своей при
роды) стать активными проводниками политики рабочего класса в области искусства.
А между тем деятельность новых, реформированных художественных советов до настоящего время не дала сколько-нибудь существенных и реальных результатов.
Любопытны данные, характеризующие состояние работы художественных советов государственных театров в сезоне 1927/28 г.
Как общее правило директивы художественных советов, установленные положением о них, в основной своей части оказались невыполненными.
Состав художественных советов отличается чрезвычайной громоздкостью, доходя по отдельным предприятиям (ГАБТ) до 64 человек.
Крайне ненормально соотношение между количеством членов совета от театра и от общественных организаций: так по ГАБТу на 30 представителей общественных и научных организаций приходилось 22 представителя театра. В театре им. Станиславского на 3 представителя общественных
организаций приходилось не более, не менее как 18 представителей от театра.
Если проанализировать состав той части членов художественных советов, которая представляла
собою советскую общественность, то сразу же бросается в глаза крайне незначительное пред
ставительство профессиональных и партийных организаций. Так, в ГАБТе из 30 членов совета от общественных организаций только 9 представляли собою органы партии и профсоюзов.
Представительство профорганизаций в худ. советах было явно недостаточным. Включение в состав представителей отдельных рабочих и заводов носило случайный характер и было крайне незначительным.
Вместо этого театры широко практиковали систему персональных приглашений в худ. совет, в состав советов отдельных лиц по принципу меценатского подхода к тому или иному театру.
То крайне незначительное представительство профорганизаций, которое просачивалось в состав
художественных цветов, также не отличалось достаточный активностью. Координирование работ представителей этих организаций не осуществлялось.
Таковы основные недостатки состава художественных советов в прошлом теасезоне, в значи
тельной степени определившие собою и дефект в работе.
В чем же на практике выражалась работа художественных советов? Какими путями осуществлялось организованное воздействие советской общественности на работу театров?
Нижеследующие строки дадут читателю представление об этой работе. Заседания советов созывались чрезвычайно редко. Выявилось неуменье организовать работу художественных сове
тов со стороны дирекций театров, а в ряде случаев_ и чисто формальное отношение к этой работе.
Планы работы худ. советов никем не составлялись и никем не утверждались. Большинство обсуждавшихся вопросов носили абстрактный характер. Репертуарные и производственные планы театров или вовсе не обсуждались худ. сове
тами или ставились на их обсуждение после начала сезона, когда театр фактически приступил к их осуществлению и роль худ. советов волей неволей сводилась к штампу в порядке последующей санкции.
Члены советов к производственной работе театров во всех ее звеньях не привлекались.
Как следствие всех этих причин, работа худ. советов была подменена деятельностью разного рода комиссий и секций с превалирующим участием работников данного театра.
Эта характеристика состояния работы худ. советов относится кроме Москвы и к Ленинграду, где наличие областного театрального совета, являющегося своеобразным художественным сове
том для всех театров, затрудняло нормальное развертывание работы худ. советов на предприятиях.
Все эти недостатки в работе худ. советов, которые, однако, ни в какой мере не могут поколебать бесспорной целесообразности самой идеи их организации, казалось, должны были быть исправлены в текущем сезоне.
Однако, хотя театры уже давно подняли занавес сезона, занавес над художественными советами еще не поднят.
Основная, традиционная ошибка уже совершена: организация худ. советов запоздала; планы работы театров не были поэтому ими обсуждены до начала сезона.