Положение о художественных советах, утвержденное Наркомпросом в сентябре-месяце теку
щего года, не предусматривает тех изменений, которые диктуются печальным опытом работы художественных советов в прошлом сезоне.
Время еще не упущено. Нам думается, что должно быть обращено самое серьезное внимание на оживление деятельности художественных советов.
В плане этой задачи необходимо: активизировать представительство профсоюзов и включать в состав советов представителей фабрик и заво
дов, сократить состав худ. советов, допуская конструирование их не более чем из 30 членов, усилить контроль за проведением в жизнь предло
жений худ. советов и обязать дирекции театров на деле обеспечить содействие их работе.
А для того, чтобы советы стали фактическим рупором организованного рабочего зрителя, целесообразно будет хотя бы на первое время в виде опыта включать в число членов советов представителей тех фабрик и заводов среди
Бурный расцвет и ог
ромные победы, одержанные кино, не могли, конечно, не оказать
достаточно сильного влияния на пребывающий в перманентном кризисе театр, и мы видим целый ряд попыток привить дряхлеющему орга
низму театра свежую кровь молодого искусства. Мы видим два способа использования кино на театре
1) Механическое соединение кино и театра, т. е. чередование.
2) Использование средствами театра некоторых формальных приемов кино.
Мне кажется, что это влияние кино на театр— явление временное и ни в коем случае не опреде
ляющее дальнейшего пути театра. Появление кино-фильма рядом с театральным действием моментально разоблачало театральный обман, пре
дельный натурализм кино убивал условность театра. Что касается использования театром приемов кино, то это обогатило театр некоторым коли
чеством внешних трюков (диафрагма, крупный
план и т. д.) занимательных один, два раза, но очень скоро надоевших. Таким образом до сих пор театр испытал влияние только формальной стороны кино, между тем как внутренняя сущ
ность этого искусства, то, что дает ему такой колоссальный успех, осталось вне театра.
Новый зритель требует от искусства максимальной внутренней убедительности, предельного реализма; он хочет видеть подлинные куски жизни, вырванные из окружающей его действи
тельности и сконцентрированные на небольшом пространстве сцены или экрана. В кино он это получает почти всегда, в современном театре — почти никогда. Только самое последнее время театр начинает освобождаться от нарочитой условности, против которой так категорически проте
стовал и продолжает протестовать только что пришедший в театр новый рабочий зритель.
И в этом повороте театра к реализму я вижу несомненное благотворное влияние кино.
Но внешние формальные пути кино и театра совершенно различные. И если театр сейчас на
чинает понимать, чего от него хочет зритель, он должен поблагодарить кино за науку и пойти своей собственной дорогой, создавая свои приемы, а не воруя их у кино. Режиссер ТЕРЕШКОВИЧ
Искусство кино едва насчитывает трид
цать лет, однако оно,
и особенно за последние годы, отвоевывает у своего многовекового собрата —- театра значительные позиции.
Многое позаимствовав у театра, кино за последнее время переходит в наступление, внедряясь самым ощутительным образом в область театра.
Целый ряд постановок осуществлен в тесном содружестве с кино. Вспомним хотя бы «Человек с портфелем» или готовящуюся в Ленинграде постановку «Джонни», кстати сказать отложен
ную именно потому, что почти накануне премьеры сгорел негатив заснятой к постановке ленты. Театральные работники поняли, что ограничен
ные средства театрального воздействия можно в значительной мере расширить при помощи кино.
Мне лично этот путь кажется весьма сомнительным. Такое соединение двух разнородных по характеру искусств не дает настоящего художественного сплава. И театр, и кино говорят каждый сам за себя, только разжижая общее впечатление, но отнюдь не усиливая его.
Другое дело - заимствование театром средств воздействия кино в самой постановке. Здесь театр поступает совершенно правильно, уступая натиску самой жизни, темп и ритм которой изме
нились настолько, что старый театральный уклад не может им соответствовать ни в какой мере.
Отсюда — дробление на «эпизоды», выделение «первых планов», работа «углами», вертящаяся сцена и многое, многое другое, что трудно перечислить в краткой заметке.
Театр совершенно правильно делает, что заимствует у кино кое-что из его богатейшего арсенала. И в этом отношении он проявляет несвойственную его возрасту гибкость, чего нельзя сказать про тридцатилетнего «кино-ребенка».
Ему бы следовало в значительно большей мере использовать многовековый культурный опыт теа
тра. О, я вижу — какими «страшными» глазами
смотрят на меня наши кинематографисты, которые так часто «кроют» кино за «театральность».
Не бойтесь, дорогие товарищи кино-работники, не бойтесь этого «жупела».
У театра вы можете многому и многому по
Борис ГУСМАН
ПОПЫТКИ ОМОЛОЖЕ НИЯ
которых в большей степени развито посещение данного театра и предварительно обсуждать произ
водственные планы театров на культкомиссиях этих предприятий.
И наконец усиление работы художеств. советов в деле организаци общественных просмотров и ге
неральных репетиций театров дает возможность использовать эти показы в плане оценки продукции театра расширенным заседанием художествен
ного совета с представителями профессиональных, советских и общественных организаций, —чем
должны в конце концов стать эти общественные просмотры.
Проведение этих мероприятий будет знаменовать собою решительный перелом в работе художественных советов и позволит им не в по
рядке резолюций и благопожеланий, а на деле осуществить задачи «регулирования художествен
ной и идеологической работы театров, на основе увязки их производственной работы с общественностью».
А. ГОЛЬДМАН
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
КИНО И ТЕАТРА