В НОМЕРЕ: Из Керчи в Вологду (передовая).—Что мы ждем от будущего сезона (диспут).—«Ревизор(рецензия) — И. КРУТИ.—«С неба свалились» (рецензия)—М. ЗАГОРСКИЙ.— «Дикарь» (рецензия) — П. МАРКОВ. Итоги провинциального сезона—И. К. Голос рабочего зрителя, По СССР(корресп.)
Театральная жизнь, Юмор и пр.

ИЗ КЕРЧИ В ВОЛОГДУ

лых форм, которые передвигаются по краю (области) по заранее согласуемому с местами маршруту
Таким образом те еще экономически недостаточно мощные районы, которые не имеют возмож
ности организовать театральный сезон на началах гарантии и наводняются поэтому бродячими хал
турными ансамблями и коллективами, будут обслужены сработавшимися, срепетованными труппами и сыгранным репертуаром достаточно высокой художественной и идеологической ценности.
Это расширение сферы деятельности зрелищных предприятий не только улучшит обслуживание организованного зрителя рабочих поселков и окружных городов, но и будет содействовать с каждым годом длительности сезонов в данном населенном пункте.
Это последнее обстоятельство — неизбежный рост спроса на актерскую рабочую силу, на новые рынки, как следствие театрального районирования, следует иметь в виду тем, которые переоцени
вают опасность временного роста безработицы, вытекающего из стационирования зрелищных предприятий в условиях существующего неразвернутого рынка.
При проведении театрального районирования самым резким образом сократятся накладные и организационные расходы по формированию сезо
нов: плановое начало даст свой экономический эффект.
Театральное районирование может и не ограничиваться рамками районирования администра
тивного: соглашения между УЗП соседних областей могут в отдельных случаях заменять, а в отдельных
случаях дополнять районирование зрелищной работы только в пределах своей области (края).
Примером развернутого (переплескивающегося за пределы области) районирования может служить Поволжье, где помимо теа-районирования по обла
стям (Средне-Волжская, Нижне-Волжская, а в последующем возможно и Нижегородская) целе
сообразна конвенция между областными УЗП о стационарной опере по магистрали Волги. Необходимо теперь же принять меры к тому, чтобы обеспе
чить плановое формирование и развертывание зимнего сезона 1929/30 г. В цепи этих мероприятий основным должно быть руководство театральным районированием.
Стихии должен быть противопоставлен план.
Два раза в год, когда последний раз в сезоне опустится занавес, движется через Москву по всему СССР актерская лавина, движется, как и раньше в давние до-революционные времена, — из Керчи в Вологду.
Навстречу ей такая же лавина движется... из Вологды в Керчь. Изменились маски, вместо Аркашки — Швандя, вместо Счастливцева— Гранатов с портфелем, но путь остался прежний.
Вяжется ли это с задачами планирования театральной работы для лучшего художественного обслуживания организованного рабочего зрителя?
Конечно, нет.
Наоборот, задача состоит в том, чтобы добиться уничтожения сезонности зрелищных предприятий, перевода их на положение предприятий стацио
нарных, а стало быть и постепенной ликвидации кочевого периода жизни советского актерства.
Закрепление основного ядра труппы на следующий сезон и плановый обмен сработавшимися группами между городами, вот два пути, которыми
можно достигнуть стационирования зрелищных предприятий.
Еще в 1924 году был выдвинут проект конвенций между теахозорганами о плановом обмене труппами.
Однако до последнего времени он применялся робко и не носил последовательно-планового ха
рактера организации и расширения театрального рынка; все еще доминирующую роль играли узкие соображения выгоды своей местной ведомственной колокольни.
Отсутствие же руководства этой работой привело к тому, что этот наиболее плановый метод организации театрального рынка проводился кустарным способом.
Заканчивающееся административное и экономическое районирование СССР должно послужить мощным толчком к районированию театральному.
Как в пятилетием народно-хозяйственном плане отражена проблема районов, так и будущая пяти
летка развития зрелищного дела должна быть разработана также и в районном разрезе.
При проведении планового театрального районирования в пределах данного края (области) функционируют несколько трупп (на годовой службе) как драматических и оперных, так и ма