ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ☛

Русский театр издавна отличается чудесным здоровьем. Крепкие ветры революции еще больше закалили его. Но за последнее время в нем начинает заметно развиваться мнительность. Это не
избежно, когда заботы о здоровьи приобретают характер некоторых излишеств.
Так вот, мои основные пожелания будущему сезону — это: ослабить несколько профилактическую опеку над театром, поменьше мерить ему тем
пературу и не заставлять его так часто показывать язык. Право же, здоровому —все здорово. А са
жать театр на репертуарную диэту, когда у него желудок работает, как хорошая вальцовка — не резон.
И это важно не только для театра, но и для его потребителя. Отсюда все чаще и чаще раздаются упреки о стандартности и тематическом однообразии нашего репертуара.
Надо при этом помнить, что расширением нашего репертуарного радиуса мы шире развернем и художественно-формальные проблемы театра. А это нужно, ибо некоторая застойность благополучия и тенденции нивеллировки—также не полезны театру.
Служебность культурно-политической роли театра в нашу эпоху—бесспорна. Значение худо
жественно-политических советов в этом смысле— огромно. Но театр не выполнил бы основной своей
задачи, если бы в путях дальнейшего крепления этого института и своей связи с советской общественностью не удержал в собственных руках художественно-организационной инициативы: массовый зритель ждет от театра не только культурнополитической службы, но и художественного руководства и воспитания своих вкусов.
Артист Малого театра НАРОКОВ

— Мы жаждем полнокровных образов.

— Показать человеческую личность в коллективе. — Театр не дешевая фотография

Работнику сцены, как мне кажется, чрезвычайно трудно делать попытки прогноза теа
трального будущего, потому что обстановка каждого прошедшего сезона не может повторяться. Кто наблюдает за эволюцией театра со стороны, тому нетрудно установить минимум объективности своих выводов, тому несравненно легче уловить общие черты развития театрального движения.
Положение это едва ли нуждается в каком-нибудь обосновании. В самом деле: мы, актеры, вы
нуждены рассматривать развитие театра всегда и неизменно лишь в деталях и не имеем полной возможности получить впечатление от их совокупности. Если бы актеры были избавлены от профес
сиональной необходимости следить, главным образом, за мелочами театра да еще в достаточно нервных условиях, то от этого много выиграла бы си
стема наших суждений о театре. Это разумеется не вина наша, а «беда». И пока она не изжита, пер
вое слово по вопросу о том, какой должна быть советская сцена, что и как должна отображать она,
принадлежит несомненно активному потребителю театральной продукции — организованному зри
телю. Самым плодотворным был бы, по-моему, в ближайшем будущем такой лозунг: Союз зрителя, работника сцены и критика на помощь драматургу! В прошлом драматургия была основным элементом театральной культуры. Эту роль она выполняет и в наше время. Вся та часть нашего общества, ко
торую интересует судьба театра, должна притти к убеждению, что вредно и опасно форсировать твор
ческую энергию драматурга путем настойчивых требований, исходящих со стороны нередко пред
убежденных критиков. Будем помнить, что нет ничего легче, чем утомить художника. Необходимо дать авторам один лишь настойчивый совет: по
больше широты в выборе тем, будьте диалектиками в подходе к ним, побольше позитивного начала.
Хотелось бы еще сказать несколько слов о классиках. Убежден твердо, что классическая драма
тургия должна иметь место на нашем советском театре. Шекспир, Шиллер, Мольер не иссякли. И советский неискушенный зритель, мне кажется, принял бы их с большим интересом и пользой.
Засл. арт. А. М. ДОРОШЕВИЧ (Театр
МГСПС) НА ПОМОЩЬ ДРАМАТУРГУ

ГОВОРИТ☛

БЕЗ РЕПЕРТУАРНОЙ ДИЭТЫ

ЧЕЛОВЕК В КОЛЛЕКТИВЕ

Наиболее необходимой и своевременной проблемой для разрешения на театре является всестороннее развитие личности человека в коллективе.
К сожалению сложность этой проблемы требует не только талантливого автора, но и длительной усидчивой работы, вследствие чего трудно ду
мать, что эта проблема будет разрешена на сцене в ближайшем сезоне.
Советскому пролетарскому театру нужны классики, так как именно на классических пьесах развивается театральная и актерская техника, кото
рая необходима для продвижения пролетарского
искусства. Разумеется, только те классические пьесы, которые ярко выявляют классовые группи
ровки и их борьбу. Кроме того необходимо, чтобы эти пьесы были интерпретированы в духе современного пролетарского восприятия как по содержанию, так и по форме.
Нужны спектакли по любому социальному вопросу — особенно по социалистическому строительству.
Оформление же должно быть реально-конструктивным, отнюдь не изысканным или абстрактным.
Артист т-ра МГСПС—Г. КОВРОВ