☚БУДУЩЕГО СЕЗОНА?

— Никакой застойности, „благополучия и нивеллировки. — За союз зрителя, актера, критика и драматурга!

Наша советская действительность полна бесконечным количеством тем и, не вдаваясь в содержание темы, я считаю, что она, при обязательном условии социальной значимости и ак
туальности, должна быть жизненной и правдивой.
На сцене хочется видеть больше жизненной правды, поменьше штампов и побольше живых образов.
Половина же всех наших советских пьес написана по шаблону, который со сцены звучит необычайно фальшиво.
Мы, актеры, жаждем, ищем полнокровных, невыдуманных образов.
Безусловный интерес представляют хорошие пьесы о гражданской войне, а также пьесы о ре
волюционной борьбе, предшествовавшей Октябрю. Хорошие, в полном смысле слова, пьесы на эту тему не только желательны, а необходимы и в первую голову для нашего подрастающего поколения.
В русской и мировой классической литературе есть много изумительных сценических произве
дений, которые и по своему драматургическому, и сценическому материалу не потеряли своей свежести и пользы и для наших дней. Шекспир, Шиллер, Островский, — это ли не клад?
Актер на театре это все. Я часто смотрю спектакли в различных театрах, в постановке разных режиссеров. Они бывают часто хорошо поставлены, но если в этих спектаклях отсутствует актерское мастерство — они никогда не захватывают, не радуют и ни в коей мере не звучат.
Исходя из довлеющего актерского начала на театре — приемлема любая форма пьесы, но наи
более убедительными я считаю — драму, комедию, памфлет.
Что касается оформления пьесы, то, каково бы оно ни было — оно, в первую очередь, должно помогать выявлению актерской игры.
Стандарт на театре — это вообще плохая штука, но постолько, поскольку таковой неизбежен — эксперимент тем более необходим.
Пожелания? — Моему театру желаю побольше «Мерцов».
Артист театра б. Корш С. Б. МЕЖИНСКИЙ
Нас интересует и волнует такое разнообразное количество тем, что право затруднительно от
дать предпочтение какой-либо одной. Каждый из театра имеет свои задачи, соответственно которым он и должен принимать пьесы.
Пожалуй, вопрос о молодежи можно считать общеинтересным для всех московских театров, тем более, что до сих пор он разрешался «с наскока», легкомысленно и неполноценно.
Опыт последних лет показал, что на психологическую драму и на современную комедию спроса у нового зрителя больше всего, но, к несчастью, хо
роших комедий мы едва ли сможем насчитать много.
Хотя сейчас и нет такого резкого разделения на «правые» и «левые» театры, но все же наличие разных школ и методов воздействия заставляет воздержаться от определения, каково должно быть сценическое воплощение и оформление спек
такля. Я считаю, что для каждой отдельной пьесы должно быть найдено сценическое оформление, разрешающее только ее. Хорошие сборы заканчивающегося сезона, свидетельствующие о культур
ном росте рабочего, заставляют пожелать всем театрам более бережного и внимательного отношения к зрителю, не застывать в собственном благо
получии и не прикрывать пустоту отдельных пьес громкой фразеологией о их революционности.
Чтоб с честью поддерживать звание лучшего театра в мире, советский театр обязан итти на эксперименты, а не застывать в найденных уже формах.
Артист т-ра Революции ВИКТОР КЛЮЧАРЕВ

☚АКТЕР

НУЖНЫ ПЬЕСЫ О МОЛОДЕЖИ

БОЛЬШЕ ЖИЗНЕННОЙ

ПРАВДЫ

ИСКУССТВО НЕ ЭСТЕТСКАЯ ЗАБАВА

Как можно меньше стандарта. Стандарт лишает художника необходимейшей для подлинного мастерства и истинного произведения искусства—искренности.
Живая жизнь переключается в дешовенькую фотографию. Эксперимент дает простор твор
честву художника. Но эксперимент ради экспе
римента, новаторство ради новаторства — так же невыносимы, как искусство для искусства, как всякая эстетская забава, дорогая игрушка, занят
ная пустышка. Именно потому что мы живем в большую сложную эпоху, мы ищем больших тем и взываем к драматургу, который мог бы различные проблемы современности заключить в высо
кую и требовательную форму. Человек — вот единственный герой всякого подлинного художе
ственного произведения, что отнюдь, разумеется, не противоречит искренним стремлениям найти совре
менную пьесу, правдиво и верно раскрывающую социальную правду эпохи.
Классики имеют право на жизнь в современном театре. Но был бы губителен для высокого классицизма дух мертвящей традиции, лишающий истин
ного мастера свободной творческой воли. Большое наследие прошлого надо раскрыть глазами живого человека, живой современности.
Артистка МХТ 2 С. Г. БИРМАН