БЕРЕГИТЕ И ИЗУЧАЙТЕ За годы революции театры СССР проделали

значительную и многообразную эволюцию,
роль которой для всей нашей театральной культуры по-настоящему будет оценена впослед
ствии. За это время прошло огромное количество постановок самых различных художественных стилей и направлений, — постановок, созданных под
час совместной работой крупнейших мастеров сцены. Часть спектаклей прочно вошли в репертуар и, видимо, продержится еще продолжительный срок на сцене, иные же сошли совсем и, по
жалуй, вовсе не увидят больше света. Среди этих последних есть такие, которые в свое время составляли целый этап, служили поворотным пунктом не только в истории театрального предприя
тия, их показавшего, но и в театральной жизни вообще. Примерно, если взять такие постановки, как «Шторм» в театре им. МГСПС или «Загмукв Малом театре, то их придется отнести к катего
рии «этапных» и, вместе с тем, таких, которые, пожалуй, больше не возобновятся.
Между тем, несмотря на всю значительность этих и других, подобных им, постановок, в свое время делавших театральную эру, мы имеем чрезвычайно слабую их фиксацию в виде фото
снимков с мизансцен и отдельных исполнителей
и небольшой пачки газетных рецензий. Иначе говоря, если эти постановки не будут возобновлены,
они более чем наполовину пропадают для истории русского театра революционной эпохи и вовсе исчезают для той части нашего подрастающего
молодняка, которая интересуется и будет еще интересоваться вопросами театра, а в первую очередь той молодежи, которая работает в много
численных театрах провинции и рабочих клубах и сильно нуждается в хороших примерах.
Молодая и далеко не совершенная наука о театре меньше всего занималась вопросами фик
сации спектакля. И дело вовсе не в одной только
слабости наших технических методов в области научного исследования театра. Идеалистическая школа вообще скептически относилась к мысли о возможности применения научных методов ис
следования к искусству. А то, что представляло объективную ценность, нужную массам и последующим поколениям, игнорировалось, в боль
шинстве случаев, вовсе. И сейчас мы стоим перед абсолютной беспомощностью науки о театре за
фиксировать то, что, собственно, является самым важным для нее самой, без чего подавляющее
большинство театральных проблем, в сущности говоря, как следует и не может быть разрешено.
Мы прекрасно понимаем, что в таком сложном деле, как фиксация спектакля методику пожар
ными мерами не установишь. Тем не менее, мы пользуемся случаем, чтобы напомнить нашим научным и научно-исследовательским учрежде
ниям и организациям, что вопрос об изыскании способов фиксировать спектакль и прочие явле
ния театра ныне актуален и настоятельно требует быстрейшего своего разрешения.
С театрального горизонта непрерывно и бесследно исчезают порою очень важные явления и события, иногда прямо необходимые для правиль
ного определения художественно-идеологического и формального пути для того или иного театра. Ждать, пока театроведы что-то придумают и оты
щут, конечно, нельзя. Пусть они думают. Чем скорее, тем лучше. Но надо, чтобы сами театры поняли, что в их собственных интересах — показывать время от времени новому зрителю, как совер
шалось их собственное развитие. Мы видим пока единственный выход в периодическом показе спек
таклей репертуара прошлых лет, показе, —в том виде, как они шли, без всяких попыток переделать или осовременить, если, разумеется, переделка того или иного спектакля не входит в план общей работы театра. Бояться кассового ущерба от та
ких показов нечего. Поскольку речь идет о де
монстрации наиболее ярких постановок, нужный контингент зрителей для них всегда найдется.
Интерес же они могут представить не только для зрителей, но и для самих работников театра. На живом, конкретном сопоставлении всегда легче сделать практические выводы организационного и художественного порядка.
Мы выдвигаем этот вопрос сейчас, в конце зимнего сезона, для того, чтобы театры, составляя планы будущего сезона, могли обдумать наше предложение и соответственно приготовиться к его реализации. Показ старых «этапных» постановок должна быть, по нашему мнению, не случайным,
не хаотично-импровизационным, а организованным, плановым. Тогда он обретет необходимые реаль
ные результаты и сыграет ту роль, на какую еще не способны пока подвинуть наши ученые театроведы науку о театре.
Общественное значение подобного эксперимента
мы расцениваем достаточно высоко.