ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ☛

В РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТОНАХ Спектакли о революционной борьбе до 1917 г.
считаю чрезвычайно нужными и полезными. Выросла молодежь, которая не имеет поня
тия о трудностях, стоявших на пути революционеров-подпольщиков. Воплотить в художественных образах героев первой революции и годов реакции, — крайне важно и необходимо.
О социалистическом строительстве. На наши предприятия влились большие кадры рабочих и работниц из деревенского молодняка, из кустарей и городского мещанского элемента. Они при
несли с собой на предприятия много нездорового, разлагающего. Этими, нездоровыми настроениями заражаются также отдельные группы старых ра
бочих. Советский театр не может пройти мимо этой исключительно важной проблемы. Показать пафос социалистического строительства, показать героизм доподлинных пролетариев, напрягающих все усилия к преодолению трудностей, стоящих на пути построения социализма, — задача исклю
чительно благодарная, и театр должен ее разрешить.
Нет еще пьесы, агитирующей за интернациональное воспитание рабочих масс. Нет еще пьесы,
которая осмеяла бы антисемита, шовиниста, которая вскрыла бы подоплеку того и другого. В нынешних условиях, когда классовый враг использовывает национальную вражду в качестве своего оружия, необходимо, чтобы и театр сказал по этому вопросу свое слово, но это слово должно быть глубоко продумано, отточено, чтобы оно действительно ударило в точку.
Что касается формы спектакля, то я считаю, что наиболее подходящи для восприятия нашего зрителя — драма и комедия, поставленные в строго реалистических тонах.
Успех театра им. МГСПС, главным образом, и объясняется реалистичностью его постановок.
По вопросу о классиках полагаю, что наша действительность настолько богата сложнейшими проблемами, что, право, не имеет смысла возвра
щаться к пр лому. Это, однако, не означает, что «Ревизор» и „Горе от ума» и отдельные пьесы Островского не должны быть включены в репертуар предстоящего теасезона.
Редактор «Голоса Кожевника».
М. ПОГОРЕЛЬСКИЙ
ВО ВЛАСТИ КОММЕРЦИИ
Поэтому-то мы и хотели бы вступить в будущий сезон с сознанием, что предостерегающи
симптомы угрожающего явления замечены об
щественностью и что новое театральное строитель, ство в Москве внесено в культурную пятилетку
Наряду с этим необходимо вновь работать над повышением качества советской драматургии,
обычно отстающей от режиссуры. К этой работе надо по-серьезному привлечь литературно-репер
туарные комиссии художественно-политических советов театров, превратив их из декоративных при
датков к дирекции в подлинные рабочие органы. Эту же задачу более глубокой и методической ра
боты над драматургом обязаны выполнять и наши литературные организации. Как правило, советский драматург мало-культурен, он менее культурен, чем беллетрист.
Больше культуры, больше учебы.
Два слова о стиле. Мы полагаем, что эпоха диктатуры пролетариата характерна преобладанием реалистического стиля, не лишенного эле
ментов революционной романтики и символики, причем этот реализм должен отличаться полноценностью и свойственной ему одному целеустремленностью и динамикой. Веку строящегося социализма, электрификации и индустриализации отвечает только динамический реализм.
Поэтому мы будем не только противниками всего отжившего в виде отголосков символизма, мистики и прочей дребедени, еще проникающих на советскую сцену, но и противниками захле
бывающегося в собственном довольстве безличного эклектизма и просто безграмотной мешанины всех стилей, что стало назойливым и опасным явле
нием, выпукло отражающим глухую классовую борьбу внутри и вокруг театра.
Драматург М. ШИМКЕВИЧ
Прежде всего мы ждем, чтобы общественность объявила беспощадную войну безразличию, бла
годушию и приспособленчеству на театральном
фронте. Отдельные успехи советизации театра за последние годы привели, как это ни странно, к некоторому снижению со стороны зрителя тре
бований в отношении качества пьес, а рикошетом и со стороны критики, если такая у нас сущест
вует. Успокоение на завоеванных позициях таит в себе угрозу. В этом деле ищите также эко
номику. Не секрет, что директора московских театров заканчивают сезон 1928/29 г. с довольными улыбками: аншлаги стали заурядным явлением на заурядных спектаклях, советский зри
тель организованно закупает спектакли на корню и вперед на два месяца. А причины этого явления надо искать не столько в повышении качества драматургии, сколько в диспропорции между об
щим ростом культурных потребностей рабочей массы и стабильной в течение долгих лет екмостью зрительных зал московских профтеатров.
Наша культурная пятилетка прошла пока что мимо этой диспропорции, запроэктировав капи
тальное строительство только в клубном секторе. Задыхаясь в своих ветхих стенах, профтеатры организуют передвижные «легкого типа» филиалы для клубных площадок, и клубы, к сожалению, охотно подменивают самодеятельность второсортными выездными спектаклями профессионалов.
И в результате, на мой взгляд, снижение качества работы на всех участках, успевшее ска
заться на огромном большинстве московских театров. Повысившийся спрос не родит предло
жения, так как емкость театров предельна, и зри
тель оказался во власти коммерческих расчетов театров. Директора стали много говорить об экспе
риментах, а под шумок заметно сократили число постановок: так спокойнее, а кассе безразлично.