☚ БУДУЩЕГО СЕЗОНА?

СЕЗОН БУДЕТ ХОРОШИМ Некоторые события текущего сезона позволяют
нам бодро смотреть вперед. В первую голову здесь надо отметить небывалый рост актив
ности и интерес, которые проявляет по отношению к театру рабочая масса. Те, кто работали в худо
жественных советах театров, или вели массовую театральную работу в рабочих клубах и на предприятиях, знают, как пристально следит рабочий зритель за каждым этапом театральной работы,
как горячо благодарит он за каждое продвижение театра вперед по советскому пути и как резко критикует всякие отклонения и зигзаги.
Несмотря на все еще недостаточные четкость и планомерность работы театров с рабочим зрителем, все же можно говорить уже об осущест
влении рабочего контроля над театром. Недаром же в этом году впервые был выдвинут лозунг шефства рабочих над театром. Этот контроль позво
ляет думать, что в будущем сезоне театр еще в в большей мере станет массовым советским теа
тром, к чему, понятно, он должен всеми силами стремиться.
Другое обстоятельство, которое позволяет ожидать хорошего будущего сезона, это тот несомненный рост драматургии, который мы наблюдаем
в этом году как в пролетарском (В. Киршон), так и в «попутническом» (Ю. Олеша) секторе. Подход к новым темам и новое разрешение старых тем—вот что характерно для пьес, появив
шихся в истекшем сезоне. Эти поиски должны в дальнейшем дать весьма интересные произве
дения. Силы для этого у нас есть, нужно только дать им правильно развернуться.
В области музыкального театра мы впервые в будущем сезоне, во всяком случае в конце его, встретимся на сцене с произведениями компози
торов «советского призыва». Этому порукой то оживление, которое мы наблюдаем сейчас на му
зыкальном фронте. Почти все наши виднейшие композиторы или пишут музыку, или работают вместе с драматургами над либретто новых опер. Достаточно назвать такие имена, как А. Крейн («Загмук»), Ю. Шапорин («Полина Геббель»,
«Улялаевщина»), А. Александров («Праздник св. Иоргена»), В. Оранский («Мать»), С. Потоцкий («Прорыв») и мн. др.
Можно ли, учитывая хотя бы эти два обстоятельства, не надеяться на хороший сезон? Мне кажется, да.
Теакритик БОРИС ГУСМАН
ЗАДАЧИ КАЖДОГО ТЕАТРА
Нужны пьесы:
О социалистическом соревновании; о здоровом рабочем коллективе-борце за социалистический труд, о кадровом старом рабочем, благо
творно влияющем на новые слои рабочих, об общественнике-инженере, враче и педагоге, о революционере, об инициативном хозяйственнике, уме
ющем зажечь всех рабочих своего производства;
о женщине-борце за новый быт, о женщине культурнице, хозяйственнице и профессионалистке, (как Крупская и Яковлева), но не об Инге, не о советской Норе.
О молодняке, его больных местах, путях и достижениях.
Не затронуты у нас такие темы: китайская проблема в интернациональном преломле
нии, колониальная политика, рабочий быт дома и на производстве, новая пролетарская интеллигенция.
Классики нужны и даже необходимы только в том случае, если они будут даны в современном преломлении. Мейерхольд показал нам, как можно и нужно, в условиях современности, подавать Гоголя и других классиков.
Историко-героические пьесы нужны только тогда, когда театр помогает показом этих пьес разобраться в наиболее сложных вопросах современности.
Безусловно должен выработаться какой-то синтез форм новых пьес, где скрещиваются кино, радио, большие и малые театральные формы. Для этого необходимо развивать все формы драматургического творчества, в особенности траге
дию. Хорошей трагедии в советском репертуаре еще нет. А нужна такая пьеса, где трагедийность обстановки создается не роком, а условиями нашей
действительности, классовыми врагами, вредителями и лже-коммунистами.
Ни одним театральным стилем пренебрегать нельзя, так как все стили должны служить базой для создания нового стиля нашей эпохи.
Стандарт в творчестве в настоящих условиях немыслим и недопустим. Должна торжествовать ставка на непрерывные эксперименты, на беспрестанные искания.
Художественному театру желаю перестать ползти к современности черепашьим шагом и об
рести партийное руководство. Малому — перестать быть наивной, впадающей в детство, старушкой и перестать конкурировать с театром им. МГСПС. Развернуть и использовать свое мастерство в полной мере. МХТ 2 — оправдать свое существо
вание. Камерному — серьезно поразмыслить над своим «сегодня» и неминуемым «завтра». Переключить свою творческую энергию в сторону со
временности, учтя опыт «Багрового острова» и «Негра». ГОТОБУ—менять скорее и не только название, но и свою сущность. Вахтанговцам и МГСПС жить, плодиться и размножаться. Пролеткульту — самоопределиться. Госету — стать
настоящим советским театром. Всем театрам — органически связаться с рабочими клубами. Да
вать клубам максимально возможное и получать у них не меньше.
Позволю себе ответить на непоставленный редакцией вопрос. Надо связать драматурга с
театром. Необходимо проявить особую заботу о кадрах драматургов и всячески им помочь. В особенности надо помогать молодым советским, одаренным драматургам.
(Бюро профпечати ВЦСПС) М. МОРГЕНШТЕРН