II картина
Пост. Н. Соколовского
Пьесу уже знают в Москве, на ней уже кое-кто весьма ощутительно споткнулся, и зрителей,
естественно, пугала мысль,—не ждет ли то же самое и ермоловскую студию. Опасения были
тем более законны, что молодая «мастерскаявсе время созревала на бытовом репертуаре и подковывалась ультра-реалистической манерой исполнения.
Во вступительном слове разъяснили, что «мастерская» становится на новые рельсы. Она стре
мится теперь нащупать театрализованные формы народного зрелища и слить их с революционной тематикой. Мастерская всю свою работу прово
дит по клубам, и поиски соответствующего синтеза содержания и формы являются для молодого театра нормальным этапом на новом пути.
«Республика на колесах» значительно переработана. Все двусмысленное либо выброшено
вовсе, либо изменено. Пьеса подается как буффонада.
Только в таком виде эту пьесу и можно показывать. Иное дело, что в стиле постановки проглядывает некоторая помесь: буффонада время от времени переплетается с гротеском. Это неиз
бежно; трудно указать на какой-нибудь цельный и вполне выдержанный по стилю спектакль даже
крупнейших старых театрах, а во-вто
рых, буффонада и гротеск имеют между обой так много общего, установить очно границы каждой
формы до того сложно, что юному коллективу «мастерской», со
стоящему из неоперившейся еще молодежи, этот смертный грех простить и можно и
надо. Нужно знать, с кого и что требо
вать. На генеральной репетиции спектакль был перегружен не
нужными сценками, которые замедляли
темп действия и отягчали зрелище, тем более, что крохотные
подмостки «мастерской» совершенно не приспособлены даже для миниатюрок.
И при всем том дан великолепный абрис, — внешний и внут
ренний, украинского бандитизма. Грим, костюмы, жесты, интонации— все ярко, в основе верно и,
несмотря на излишнюю утрировку отдельных персонажей, убедитель
но. Даже внешнее обрамление, как оно ни скромно, опрятно. Раз
рушенный полустанок Бузановки, теплушка «армии» прапорщика Дудки, приемная «президента бузановской республики»—показанные с условной скупостью, характерны. Отдельные места спектак
ля пронизаны блестящим юмором. Колоритно сделаны сцены жен
ского бунта. Здесь в костюмах,
гримах и интонациях нащупан украинский фольклор.
В спектакле много тонких нюансов, которые пропадают в таком скверном помещении и несомненно отчетливо выявятся в более удобной обстановке.
Общая же его окраска — бодрость, жизнерадостность. На сцене очень гру
стный, тяжелый анекдот, а зрителю легко и радостно. Есть в спектакле какой-то такой нерв,—живой задор, волнующий и подымающий.
Молодняк театра с большими сценическими данными уже сейчас и еще большими возможностями в будущем. Сказывается хорошая школа, поставившая голоса, отчеканившая дикцию и научившая выразительно раскрывать фразу.
Ярче других — Щеглов (Дудка), Унковский (адъютант Дудки), Макшеев (предревкома). Щеглову мешало то, что он иногда сбивался с тона. Но его бандитский атаман очерчен выпукло.
Унковский играет братишку до того сочно, что, пожалуй, запоминается больше других.
Не знаю, кто повинен в чрезмерной утрировке роли поповны Фени: исполнительница (Урусова), или режиссер. Артистка располагает всем необ
ходимым для изображения характерных фигур, но Феню ей следует трактовать несколько мягче. С удовольствием можно еще отметить Рутковскую (учительница), Борейшу (станционный сторож), Дзыгу (Евдоха), Лекарева (секретарь ревкома), Котовщикова (Максим) и Молочкова (Мерчекидзе).
И. ТУРКЕЛЬТАУБ
Парад войск бузановской республики
(Театр-мастерская им. М. Н. Ермоловой) „РЕСПУБЛИКА НА КОЛЕСАХ
Сенька Хайчук
(Унковский)
Фенька-анархистка (Урусова