К ЛЕТНЕМУ СЕЗОНУ Старый буржуазно-помещичий уклад общест

венной жизни, устанавливавший для искусства, главным образом, развлекательные за
дачи, десятками лет выращивал у своего зрителя особую, так сказать, специфически летнюю психику.
Хотя Октябрьская революция с корнем вырвала из нашей почвы былых законодателей художественных мод, — кое-какие традиции прош
лого по инерции продолжают еще жить. В част
ности, не совсем ушла эта самая «летняя психика», несмотря на то, что наш современный зритель целиком связан в своем отдыхе с колдоговорным отпуском или отпуском по болезни, летом рабо
тает не меньше, чем зимой, и вообще никак не похож на прежнего летнего посетителя «увесе
лительных заведений». По разным причинам, в большинстве случаев, над летними театральными делами в СССР довлеет еще отрыжка прошлого.
Нам нужно резко порвать с этим буржуазным дроблением психики зрителя. Для пролетария, как и для трудящегося вообще, театр не может быть увеселительным заведением не только зи
мой, но и летом. Для увеселений и развлечений у нас есть свои места и свои способы, которые однако никогда не должны отходить от основных задач культурной революции.
Поскольку в советской стране театр является общественной функцией, мы, прежде всего, вправе потребовать, чтобы столичные театры, выезжаю
щие на летние гастроли в провинцию, целиком выполняли лежащие на них общественные задачи.
Это значит, во-первых, что самым решительным образом должна быть изгнана халтурность,
о которой так много говорили и писали, когда речь шла о поездках столичных театров в пре
дыдущие годы. Некоторые весьма почтенные театры, деля свои труппы на три, а то и на четыре состава, позволяли этим составам использовать марку своего театра для неприличных набегов на провинциальные города,—без декораций, без костюмов, и даже без знания того, что играли.
Такие набеги, не раз осуждавшиеся нашей печатью, дискредитировали и театры, чью марку носили халтурщики, и всю московскую театраль
ную культуру, от которой провинция ждет всегда если не откровений, то, во всяком случае, руководящего художественного начала.
Помимо общей художественной сплоченности от гастрольных спектаклей надо требовать идеоло
гически ценного и выдержанного репертуара.
Дело отнюдь не в покровительственной опеке Москвы над периферией, а в том, что провинция в отношении репертуара не менее требовательна, чем столица.
Общая художественная доброкачественность спектаклей и их идеологическая чистоплотность нужны самим гастролерам, ибо без ориентации на организованного зрителя, театры провинции неизбежно потерпят крах. Только теснейшая связь с профсоюзными организациями и с самим этим зрителем может дать художественный и ма
териальный успех. А у этого зрителя давно уже проводится в жизнь девиз: «классовое есть кассовое».
И еще: столичные театры, едущие в провинцию, не могут и не должны ограничиваться только одним показом своих спектаклей. На обя
занности гастролеров лежит непосредственная культуртрегерская работа. Мало того, что они свяжутся со зрителем, непосредственно столк
нутся с его оценкой, и таким образом проверят на периферии силу и характер своей работы в столицах. Именно, в провинции столичным режиссерам, актерам и вообще работникам театра следует проявить общественное начало. Помочь своим контролем, оценкой, советами и практиче
скими указаниями клубам и кружкам на предприяитях—это ли не благодарная и благородная задача, которая показала бы, что провинция для столицы не дойная корова, а объект для проверки своих достижений и своеобразного культурного шефства?
Едущие на лето в провинцию театральные единицы должны вернуться к осени на свои места не только с жирными кассовыми рапортичками, а с обширным материалом, который, с одной сто
роны, определял бы удельный вес на периферии столичных театров, а с другой—свидетельство
вал бы о степени влияния на широкие массы самих «культуртрегеров».