ЧТО МЫ ЖДЕМ от ☛

НАСТУПАТЬ И БОРОТЬСЯ НА ТЕАТРЕ

Не плестись в обозе армии рабочего класса.—Рабочий зритель—„не любопытный
зевака .—Мы ждем певцов, художников-актеров строящегося социализма.
Эпоха социалистического наступления, в которой мы живем и боремся, когда рабочий класс берется за выкорчевывание корней капитализма, театр, обладающий великой силой худо
жественного воздействия и воспитания масс, должен явиться одним из действенных помощников рабочего класса в этом наступлении. Театры должны быть теми «бронепоездами», которые в действующей армии социалистических бойцов палят по нашим классовым врагам —- международному буржуа, кулаку, нэпману, бюрократу, анти
семиту, церковнику, сектанту. Театр должен со своих подмостков всей своей силой художествен
ного воздействия обрушиться против пережитков старины, против невежества, косности, пьянства, дикости, имеющих еще место в нашей стране.
На фронте социалистической стройки, в отличие от фронта гражданской войны, мы вправе требовать, чтобы театр находился не в обозе наступающей армии рабочего класса, а на пе
редовых позициях обостренной классовой борьбы, тесня врага со всех закоулков нашей жизни и вместе с рабочим классом одерживая новые победы. Это не значит, что мы хотим, чтобы театр превратился в агитпункт худшего типа, где будет происходить митингование и сплошное восхваление «революции», «рабочих», «коммунистов», «комсомольцев», «заводских гудков», «ин
дустриализации», «коллективизации» и т. д. Время голой агитки, митингования осталось позади. Нам нужен художественный правдивый показ диалектики революционной борьбы и социалисти
ческого строительства, нужно художественное обобщение того, что есть на самом деле в нашей жизни, в жизни рабочего класса, его врагов, нужен показ живого человека, не причесанного под театральную гребенку, а таким, как он сидит в учреждении, управляет трестом, губернией, волостью, работает у станка, тисков, учится в вузе, живет в общежитии, торгует в лавке и т. д. Чтобы стремление автора пьесы и театра показать положительный или отрицательный тип обще
ственного деятеля, борца, рядового рабочего, или жулика, взяточника, лодыря доходило без фальши, было понято рабочим зрителем. Ведь вот в «Блока
де» хотели, повидимому, автор и Художественный театр показать железного комиссара, но все видевшие «Блокаду» знают, что, несмотря на поруче
ние этой роли талантливейшему артисту Качалову, никакого комиссара эпохи военного коммунизма, да еще железного, не получилось. Беспомощный резонер, а не действующий борец, который может быть принят нами условно, как боец, посколько он погиб на подступах к Кронштадту. Наоборот «Рельсы гудят» смотрятся с интересом и уходишь удовлетворенный из театра потому, что видел кусок всамделишной жизни, живых людей, рабочих и инженеров, какие действительно есть и работают на фабриках и заводах.
Мы знаем, конечно, что вопрос о театре, его репертуаре, авторах- пьес, актерах, решается не сразу, и не по велению декрета и циркуляра. Театральный фронт есть только один из участков социалистического строительства и классовой борьбы, борьбы старого с ростками нового. Мы, рабочие зрители, не можем быть «любопытными зева
ками» в этой борьбе, а должны вмешаться в нее,
не дать мертвому душить живое, подтолкнуть старое, отмирающее, чтобы оно скорее ушло в небытие.—Новым же росткам и зеленым побегам мы должны обеспечить расцвет. Это не значит, что мы отказываемся от всего старого, нет. Мы должны сохранить целый ряд классических дореволюцион
ных пьес, которые и сейчас будут содействовать художественному и социалистическому воспита
нию масс. Это само собой разумеется. Решительней всего мы должны бороться против тех пьес, которые под видом нового пытаются протащить на под
мостки театра старое, которые под соусом розовой
водицы преподносят рабочему зрителю самую подлинную мелкобуржуазную идеологию, белогвардейщину, т.-е. прямую контр-революцию.
Мы знаем, что в нашем театральном балансе уже есть кое-какой нами завоеванный актив. Подымается новая плеяда молодых авторов, арти
стов, художников, несущих нам духовную пищу высокого качества. Лучшие представители старого театрального поколения все более связывают свою работу с рабочим классом. Неудачи нынешнего сезона есть только заминка, конъектурная
трудность, мы уверены, что новый сезон даст нам новые победы.
Источники, для того чтобы черпать полными пригоршнями художественный материал в нашей стране, многочисленны и неиссякаемы, потому что в движение приведены миллионы трудящихся, осуществляются величайшие идеи социалистиче
ского преобразования, о чем до сих пор только мечтали лучшие представители человечества — научной мысли. Разрешается вековой спор борьбы классов, борьбы мира, строящегося социализма и мира капитализма. Мы ждем, что придут (они
уже подходят) певцы, художники, актеры, которые сумеют понять, осмыслить и передать миллионам
бойцов музыку этой героической борьбы, музыку строящегося социализма.
Поэтому не отступать перед заминкой, трудностями на театральном фронте, не капитулировать перед булгаковщиной, а наступать, бороться за театр, живущий жизнью рабочего класса, его борьбой и строительством, который подобно паро
возам в «Рельсы гудят» побежит по всей стране великой, освещая своими фонарями все самые глухие деревушки нашего Советского Союза, гудя и пробуждая новые и новые силы бодрости, энтузиазма, веры в нашу победу.
Секретарь Бауманского Райкома ВКП(б)
В. ЦИФРИНОВИЧ