☚ БУДУЩЕГО СЕЗОНА?

Нас окружает новый мир людей, строителей новой жизни. Этот мир с внутренней стороны мало исследован, складываются люди с новым внутрен
ним содержанием, новыми взглядами, мыслями,
чувствами, всей психикой. Одни уже сложились, другие полусложились, третьи — уже разложи
лись. А мы все еще недостаточно их изучили. Так вот, показать их человеческое содержание — право, долг и обязанность театра. Мы видели их на сцене государственными, общественными и политическими деятелями, героями, воинами. Но мы почти не видели их на сцене людьми. Худо
жественная правда требует изображения на сцене живых людей, с подлинным трепетом сердца и нервов, с горячей кровью, со всеми достоинствами
и недостатками, присущими каждому, хотя бы и гениальному, человеку. Нам нужны на сцене, если мы искренно хотим изучить новых людей, не безгрешные боги, а люди, с их ошибками,
падениями и взлетами. Такое психологическое раскрытие действующих лиц делает их понятными и близкими зрителю, глубже волнует и впечатляет его, пропуская их сквозь призму его внутреннего ощущения. Короче, темы пьес будущих сезонов должны быть психологическими.
Тесно связан с темой и стиль. Конечно, нельзя при всем желании, независимо от темы и содержания пьесы, выбрать из существующих и практи
кующихся стилей какой-нибудь этакой «стиль номер седьмой» и подгонять его под постановку или постановку под него. Стиль постановки определяется ощущением актера, исполняющего пьесу (или ощущением, режиссера, предвосхитившего актера при проработке пьесы для ее поста
новки). В свою очередь ощущение актера и режиссера получается в результате изучения драматургического материала. Это ощущение актера выливается на сцене в определенное поведение (движе
ние, ритмика, речь, мимика, внешность), которое и составляет существеннейшую часть нужного стиля, искомого стиля данной постановки. Конечно «внешняя» сторона постановки, вещное офор
мление должно находиться в полном соответствии с ее идеальным «оформлением», и оба они должны сливаться в единое органическое целое. Таким образом, из ощущения актера и режиссера законно рождаются необходимые и непреложные стили, хотя бы самые невиданные и необычные. Всякий стиль, вызванный к жизни помимо этого ощуще
ния, будет обязательно мертворожденным, притяну
тым за волосы в качестве пустого и мешающего украшения.
Но, конечно, все качества— от пьесы и авторадраматурга. Ибо он дает материал для изучения и ощущения актера и режиссера.
На основании сказанного стандарту я всегда предпочту эксперимент. В эксперименте залог творческих театральных откровений. Господство
стандарта знаменует собою застой и театральное оскудение. Он вреден, ибо притупляет впечатление зрителя и делает театры, пьесы, стили похожими друг на друга, однообразными и монотонными.
В какой форме должны писаться пьесы? Драма, комедия, фарс и т. д. Подобно тому как нашему организму нужны соли, сахар, жиры и проч.,
так и театральному зрителю нужны все элементы или виды драматургического творчества. Вся
суть в том, что один автор лучше разработает тему в плане, положим, фарса или сатиры, а другой— ту же тему — в плане трагедии и т. д. И то и другое может быть и нужно и интересно.
Артист Камерного театра Л. ФЕНИН
Открывая в № 12 журнала «Современный Театр» диспут о будущем сезоне мы вызывали высказаться в первую очередь» целый ряд товарищей.
Между прочим «первая очередь» давно уже прошла, а часть вызванных товарищей хранит молчание.
Мы обращаемся к ним с напоминанием.

ЗА ЭКСПЕРИМЕНТ

В работе театров в будущем сезоне должна проводиться идея классового воспитания— трудящихся.
Все темы, перечисленные в вопросах, на которые предлагает откликнуться редакция «Современного Театра», конечно, очень интересны.
Безусловно следует продолжать показывать на театре и в будущем сезоне пьесы на тему о гражданской войне. Героика гражданской войны зовет не только к преодолению стоящих перед нами трудностей, но и подымает энтузиазм массы
для более решительного проведения очередных задач нашего строительства.
Всегда будут интересоваться рабочие массы, в особенности молодежь, спектаклями о революционной борьбе до 1917 года.
Одной из основных задач театра я считаю его воспитательную работу в деле оздоровления нашего быта, со всеми извращениями которого (пьянство, антисемитизм, хулиганство и т. п.) театр должен бороться.
В связи с предстоящей чисткой госаппарата, необходимы пьесы, показывающие борьбу с бю
рократизмом и о выдвиженцах. Эта кампания, с помощью театра, который покажет все отрица
тельные стороны в художественных образах, пройдет, конечно, с большим успехом, чем это будет проведено лишь сухими циркулярами.
Будут интересны пьесы о жизни в новой семье, о борьбе молодежи со стариками и т. д.
Вообще тем для пьес очень много, важно только показать каждую тему художественно, без сухой агитации и главным образом реально. Рабочие,
которые пойдут в театр Мейерхольда, никакого впечатления не вынесут. Для того, чтобы рабочий понял постановки Мейерхольда, его надо воспи
тать, показывая ему пьесы в реалистическом духе, с меньшим количеством выкрутасов и заумных выдумок.
Театры не должны забывать, что они находятся в советской стране, хозяином которой является рабочий класс, и потому в своей работе ориентироваться на рабочего зрителя.
Председатель Губ. Отд. Союза Рабочих По
лиграфического Производства СОЛОВЬЕВ

БЕЗ „ЗАУМНЫХ ВЫДУМОК