Жене восемь лет. Это талантливый, живой, инициативный ребенок, растущий в полупролетарской семье. Она уже прочитала не
сколько поэм Пушкина, Некрасова, была на «взрослых» спектаклях. И во всем этом она довольно остро и метко разбирается.
Вместе с Женей мы смотрели последнюю постановку Московского детского театра «Про Дзюбу». Пьеса написана и поставлена популяр
ной среди вот таких ребят, как Женя, «тетей Наташей» (Наталией Сац).
Как водится, во время спектакля, да и после него мы обменивались мнениями. Женя задавала мне очень много вопросов.
На сцене Дзюба поссорился со своей мамой, мама совсем ушла из дому.
— Куда же девалась мама? Придет она или нет?...—недоумевала все три акта Женя.
Я обещал, что мама еще появится.
Когда Дзюба вместе со своей подругой Нинкой решили все делать «шиворот-навыворот», поступать во всем «необыкновенно», «наоборотик», все «пере
путик», когда Дзюба возомнил себя «главнымв выдуманной им самим стране «Пошуканииоба, они отправляются путешествовать по Москве.
Дзюба попадает к толстым людям, которые живут скучно, противно, неинтересно и делают все механически по часам и минутам.
— А почему они так делают? Я ничего не поняла,—заявляет Женя.
Дзюба решил попробовать сделать фокус, который он видел в цирке. Он приходит в булоч
ную, рвет пополам чужой рубль и думает, что у него получится так же, как у фокусника, два веера. Но ничего не вышло. На него нападают обозленные покупатели и треплют за уши.
— Так ему и надо. Зачем же деньги рвать?— говорит она.
Когда я попытался взять под защиту Дзюбу, она еще раз стала резонно доказывать, что никаких чудес не бывает, а деньги рвать нельзя.
Дзюба попал на телефонную станцию, где работает много телефонисток; вдруг ни одной не остается.
— Куда же они делись? Ведь станция-то работает все время,—справедливо недоумевает Женя.
Я был приперт к стене: действительно на это ничего не ответишь.
В последней картине Дзюба вдруг, несмотря на свою «необыкновенность», попадает в ряды
обыкновенных пионеров. Женя задает еще новый вопрос.
— Его насильно заставили сделаться пионером?
Пришлось с ней почти согласиться.
Спектакль окончился. Женя ушла
из театра не совсем удовлетворенная кон
цом пьесы и грустно сказала:
— Мне бы хотелось, чтобы мальчик вернулся к маме.
Жене понравился спектакль «для млад
шего возраста» «Про
Дзюбу», но несмотря на то, что этот развитой ребенок нахо
дится на последней грани младшего возраста, многое, очень многое он не понял.
Пусть не посетует на нас читатель за то, что мы так вольнодумно отошли от обычного рецензентского штампа.
Мы имеем дело с детским театром, а поэтому «критические замечания» 8-летнего законного зрителя этого театра нам кажутся более ценными и нужными, чем профессиональные упражнения пресыщенной критики.
* * *
Теперь несколько скромных замечаний взрослого.
Эксцентриада в 3-х действиях и 16-ти картинах «Про Дзюбу» остроумно, а главное, в оригиналь
ных, необычных тонах набросанная на бумаге, а затем в театре Наталии Сац — представляет богатейший материал для целых диспутов, конференций, статей и брошюр по педагогике.
Тем не менее поставленного во главу спектакля синтеза автор-постановщик не совсем достиг.
Три картины: в санатории, в пожарной команде и на пожаре сделаны в таких жутко-натуралисти
ческих приемах, что ничего, кроме детского плача и излишнего нервничания маленького зрителя, вызвать не могут. Если нужно было дать сгущенный трагедийный фон для этакой детской психологической драмы Дзюбы, то нужно было выдер
жать его в более бодрых, здоровых тонах, так свойственных этому театру вообще.
Блестяще задумана и выполнена сцена у толстых людей, этих ископаемых московских бюргеров, самодовольных, тупых, отвратительных ме
щан, которые вызывают самые резкие реакции зрителя. Только к сожалению этот тонкий, пол
ный сарказма, почти символический эпизод не доходит до маленького зрителя, привыкшего все воспринимать слишком буквально.
Много остроумия, свежести и задора вложено постановщиком и художниками Вишневецкой и Фрадкиной в картины булочной, театра и телефонной станции.
Можно только восхищаться первым опытом органической увязки происходящего на сцене с мультипликацией в картине с трамваем.
Герой спектакля Дзюба —хороший, умный, высоко одаренный мальчик с повышенной впечатлительностью и несколько пониженной само
дисциплиной. Зритель с первого же момента любит Дзюбу, вместе с ним плачет, смеется, поет