XIV МЮД И ТЕАТРАЛЬНЫЙ МОЛОДНЯК

К

оммунистическая молодежь празднует XIV Международный Юношеский День. Рост противоречий в странах капитала и его колониях, нависшая угроза кровавых войн, бешеная нена
висть к стране Советов, и в противовес этому рост революционных настроений за рубежом и культурно-хозяйственный рост социалистической рес
публики Советов—таков фон для XIV МЮД‘а. Как никогда, приняла громадный размах борьба за молодежь между пролетариатом и буржуазией. Капиталу нужна дешевая рабочая сила из массы молодежи, вместе с тем идеологически обработан
ная, законопослушная и прирученная молодежь. Евангелический Интернационал, желтый Социалистический Интернационал молодежи, военные организации, все это средства овладения молодежью.
Этому противостоит процесс полевения рабочей молодежи: участие в стачках, забастовках, волнениях, усиление подпольной борьбы в армиях, работа в профсоюзах, усиление КИМ‘а. В этой борьбе за молодежь буржуазия использует художественные формы. Недаром социалистический союз молодежи прививает для вновь вступающих такие художественные программы вечеров, как «Пасхальное утро», «Годфрид и девственница
и т. д. Между тем, в числе недостатков нашей работы среди молодежи заграницей и в СССР, зарегистрирована сухость работы, в частно
сти, культурно-просветительной. Здесь необходим перелом. Демонстрация XIV МЮД‘а должна
пройти под знаком оживленности, художественной театральности, яркости. В наших условиях драмкружок, живая газета, хор-кружок, музыкальные коллективы, костюм, факел, фейерверк, плакат,
шествия и карнавалы, сады, кино-театры и клубы— все должно влиться в мощный человеческий поток нашей молодежи, где будет принимать участие
и Комм. Интернационал Молодежи. Трудящейся молодежи и ячейкам комсомола в первую очередь в зрелищных предприятиях, выпадает здесь нема
лая роль. Еще важнеє систематическая работа после МЮД,а. Недавнее Первое Всесоюзное Совещание по художественной работе среди молодежи
сурово отметило зияющий пробел В этой области. Комсомол не принимал никакого участия в комплектовании студий, шкоЛ и других художест
венно-учебных заведений. Работа комсомола в Рабис, среди молодняка, в театральных, музыкальных техникумах и зрелищных предприятиях почти равна нулю. Художественный молодняк держится в отрыве от рабочей молодежи, несмотря на тягу лучшей части этого молодняка к современ
ности. Разумеется этот молодняк не однороден, в нем есть отсталые и колеблющиеся слои, но даже и с ними можно провести воспитательную работу. Необходимо также больше приоткрыть двери союза Комсомола для художественного молодняка.
На театральную молодежь в свою очередь ложатся большие задачи. Именно она должна явиться застрельщиком в деле реконструкции старого и создания нового театра.
Идеологическое укрепление зрелища на основе его художественного роста, выращивание
новых сил и отсев всего реакционного в этой области — вот лозунги для театра перед лицом XIV МЮД‘а.
А. ОРЛИНСКИЙ
учить, так как это есть чисто художественное наслаждение, наслаждение высшего порядка. Да по
тому, что в эти эпохи господствующие классы были уже обреченными классами, классами, у которых не было никакой социальной мощи. Класс побежденный, разбитый — ищет утешения в искусстве, превращая его в гашиш, в наркотик, и делает это для того, чтобы уйти от жизни.
Содержание искусства зависит от того, какую класс дает искусству установку. Мы, конечно, делаем установку на искусство служебное, на искусство воспитывающее.
Мещанским вкусам мы потрафлять не намерены. Империалистическое искусство не искусство для рабочего класса. Искусство, доступное лишь уз
кому кругу людей, также не нужно нам. Наше искусство—массовое искусство.
Само собой разумеется, нам нельзя отказываться от старых мастеров, потому что нам не у кого больше учиться; но мы должны взять у ста
рого мастера технику, которою он обладает, взять ее и переработать — лежать же на животе перед старым мастером и воображать,что выше его ничего не может быть, чувствовать себя на веки-вечные учениками — это зазорно вообще для человека, а тем более для коммуниста, строителя жизни, и для комсомольца, в первую очередь, потому что
ему придется далеко превзойти то, что было прежде
и поставить все на новые рельсы, так как мир изменяется политически и социально. Конечно, основ
ная наша опора — это молодежь. Многим старым художникам совершенно искренне хочется дать нам новое искусство, но они не всегда могут это сделать. Даже если они хорошие мастера, это мастерство, развивавшееся у них совсем на другом
материале, совсем на другой публике, не позволяет дать то, что нужно нам.
Новую тему найдет тот, кто живет по новому. Делаем ли мы достаточно для того, чтобы при
влечь молодые силы, нужные нам? Гнать целыми
стадами молодежь в художественные ВУЗ‘ы и учеб
ные заведення было бы неправильно. Неправильно говорить и таким образом: а сколько у нас коммунистов сейчас поют тенорами и басами? Нам это
не так важно. Говорят и так: «Вы знаете, у вас этот бас получает большие деньги, а он сын дьякона». Ну и что же из того? Такие люди могут быть нам
очень полезны в своей области. Тем не менее, мы должны все-таки помнить,что мы должны содействовать выдвижению талантов из нашей среды, они не могут не явиться. Как это может быть, чтобы мы, взрыхлившие огромную массу пролетариата и кре
стьянства, не имели бы, по меньшей мере, в десять раз больше талантливых художников, чем прежде?
Надо всегда помнить, что искусство должно быть искусством, должно всегда давать жизнь в концентрированной форме, всегда воздействовать на чув
ства. Если же этого нет, если спектакль не воздействует на чувства, хотя бы он был и очень поучителен с точки зрения коммунистических норм жизни, — грош цена такому спектаклю.
Искусство должно убеждать нас, захватывать, интересовать и, таким образом, доставлять на
слаждение. Оно тем более доставляет глубокое насслаждение, тем больше искусство раскрывает жиз
ненные перспективы, чем больше подымает над обычным уровнем наши впечатления и дает нам возможность вырасти в том направлении, в котором мы хотим расти, для полного завершения общего нашего строительства.
А. ЛУНАЧАРСКИЙ