ПОДГОТОВКА ОПЕРНОГО МО

ЛОДНЯКА

С

уществующую до сих пор в Большом театре систему пополнения труппы молодыми силами
нельзя признать целесообразной. Молодые певцы принимаются на основании вокальной пробы при наличии вокальных и музыкально-художественных данных, отвечающих требованиям Большого театра. Что же касается сценической подго
товки, то таковая у лиц, изучавших пение частным образом, абсолютно отсутствует, а молодежь из музыкально-художественных учебных заведений обладает ею в самом ограниченном объеме.
Учебные заведения выпускают певцов с определенным уклоном по линиям педагогической, камерной и оперной. Это значит, что молодежь
оканчивает общее музыкально-художественное образование и может считаться пригодной для профессионально-художественной работы при условии дополнительной подготовки по специальности.
Обычно с молодежью в Большом театре не ведется никакой работы, кроме порученной по текущему репертуару. Редкие опыты преждевремен
ной передачи молодым певцам ответственных партий в большинстве случаев кончались неутешительно для исполнителей и с явным художественным ущербом для дела.
В результате такой системы, проходят годы, прежде чем певец достигнет надлежащего исполнения ролей, доступных его вокальным и художественным средствам.
Не всякий молодой певец непременно должен быть премьером; для этого необходимо наличие соответствующих данных. Между тем, маленькие роли не меньше, чем большие, нуждаются в опытных исполнителях, так как в образцовом театре все роли надлежит исполнять образцово.
Современные художественные требования, предъявляемые к оперному театру, рассматривают певца, как поющего актера.
Откуда же молодежь получит необходимые сведения и практические навыки, чтобы встать в уровень с современными требованиями искусства?
Несомненно, что старая система подготовки молодежи в Большом театре нуждается в радикальных коррективах.
Во избежание непроизводительной утечки свободного времени и распыления энергии необходимо весь избыток свободного времени молодежи запол
нить систематической творческой работой учебнопроизводственного типа. Это поведет к скорейшему усвоению молодежью необходимых сцениче
ских навыков и ускорит весь процесс формирования из молодого певца зрелого синтетического актера. Мы не предрешаем вопроса, будет ли это «студия», «лаборатория» и т. д.
Кроме того, следует принять меры к тому, чтобы певцы, выгодно показавшие себя на конкурсе, но по объективным причинам не вошедшие в труппу Большого театра, оставались все время в поле зрения театра и по возможности принимали активное участие во всех учебно-производственных занятиях с молодежью. В противном случае, одаренная молодежь будет поставлена под угрозу, в, силу перманентной безработности, снижения своей и без того невысокой квалификации.
Результаты же работы молодежи, в целях общественного контроля, должны периодически демон
стрироваться во Втором Государственном Оперном Театре (бывш. Экспериментальном) и перебрасываться на наиболее крупные профклубные площадки.
Положение Большого театра, как образцового, обязывает, его принять как бы художественное и
Первый гримХудож. М. Маризе
идеологическое шефство над оперными театрами провинции. Для практического осуществления этого шефства Большой театр должен подготовлять квалифицированных оперных артистов, потребность в которых в провинции непрерывно растет.
Оставляя детальную разработку этих основных положений специально назначенным органам или лицам, позволяю себе надеяться, что в процессе реорганизации Большого театра эти вопросы, остро поставленные современностью, не будут сняты с очереди.
Αрт. ГАБТ. Н. М. БАРЫШЕВ КЛАССИКА—ОСНОВА
БАЛЕТНОЙ УЧЕБЫ Ш
кола балетного искусства должна быть безусловно классическая. Прежде, чем направить свое дарование по тому или иному направле
нню, необходимо изучить и добиться техники. А эту абсолютную технику в балете — может
дать только классика. Она — стержень к оплот всех дальнейших разветвлений в творчестве.
Это—то же, что для начинающего музыканта, или певца всякие гаммы, сольфеджио и проч. Попробуйте добиться технического совершенства, не пройдя весь этот «ветхий завет». Вот таким же «ветхим заветом» в балете являются все классические «батманы», «рондежамбы» и проч., без которых также немыслима техническая завершенность.
Мое личное мнение таково, что классическая школа необходима вообще всем, изучающим искусство танца, независимо от дальнейшего направления, будь это «дунканизм» или «школа Голейзовского».
Все высказанное мной относительно классики и ее главной ценности — техники относится, так
сказать, к механизму танца вообще. И какая бы школа ни была и как бы ни была совершенна, все равно этот механизм будет вылезать прежде всего, если не будет самого главного в искусстве — одухотворения. Техника должна существовать для того, чтобы полнее выразить внутрен
нее содержание образа, иначе будет не творчество, а машинность.
Напрасно думают, что классическая школа отвлеченна, что она обнаженный аппарат. Это неверно, — это мнение тех, кому не дано понимать
и чувствовать тончайший смысл каждого движения.
Классический танец надо засветить внутренним огнем, чтобы сквозь толщу холодного мрамора засверкала живая кровь, только тогда будет подлинное искусство. ВИКТОРИНА КРИГЕР