НЕ В НОГАХ СИЛА

О

сновным в балетном искусстве является правдивое отображение жизни. Но следует строго разграничить правду житейскую, вульгарное ее понимание, от претворенного искусством понятия «правдоподобия»—правды художественной.
Первый выход
Для того,чтобы артист мог художественно -
правдиво воплотить на сцене тот или иной
образ,—недостаточно мастер
ства постанов
щика-балетмейстера. Тут необходимо творче
ское единение режиссера и актера. Артист только тогда сможет выпол
нить и одухотворить замысел балетмейстера, когда возникнет гармоничное сопоставление представлений, возникших отданного образа у режис
сера и актера. Для того, чтобы у актера могли возникать творческие и художественно-правдивые представления, необходимо, чтобы молодой актер умел творчески мыслить. Без широкой общей культуры это условие недостижимо.
Вот почему основным и самым важным в подготовке балетной смены является воспитание всесторонне и музыкально образованного культур
ного актера. Школа, в широком понимании этого слова, должна быть неизмеримо шире и глубже, чем она таковой является в настоящее время. В школе не должно быть места ни тенденциозности, ни новаторству. Группировки и борьба различных направлений могут осуществляться только зрелыми мастерами, но никак не школьной молодежью, только еще изучающей искусство.
Школа должна развивать и ряд таких творческих факторов, как чувство ритма, художествен
ный вкус и даже грацию, т.-е. умение одно и то же движение подать максимально выразительно.
Для развития этих-то моментов необходимо, помимо большой общей культуры, и совершенное знание лучших образцов искусства.
Нет такой, не только искуствоведческой, но и научной дисциплины, которую не нужно было бы знать балетному артисту. В балете артист часто сталкивается с так называемыми «монументаль
ными позами». Тут ему окажет несомненную услугу знание скульптуры и архитектуры. Даже такая наука, как математика должна изучаться балетной молодежью. Знание математики помогает развитию чувства ритма и кроме того играет су
щественную роль еще в одном обстоятельстве. Балетному артисту приходится иметь дело, как с пластическим материалом, прежде всего со своим ссбственным телом и с пространством, в котором надлежит это свое тело ритмически, в определен
ной стройности распределить. Знание же математики помогает артисту развить в себе ощущение пространства.
Кроме того, культура помогает актеру овладеть той художественной простотой, которая отличает настоящего художника от человека, только умеющего хорошо танцевать.
В нашей балетной школе очень неплохо поставлено дело музыкального образования, но, к сожалению, общему культурному развитию балет
ной молодежи уделяется очень мало внимания. Сама же молодежь еще не отдает себе полного отчета в важности и насущной необходимости все
стороннего общего развития. Большинство молодых балетных артистов все свои силы и способности направляют по линии развития танцеваль
ной техники. Это создает большие трудности в работе с молодежью.
Засл. арт. Большого театра В. Д. ТИХОМИРОВ БАЛЕТНАЯ МОЛОДЕЖЬ

НА РАСПУТЬИ У

нас, несомненно, существует одаренная балетная молодежь, но она, к сожалению, находится вне поля зрения как широкого зри
теля, так и театральной общественности в силу того, что применения она себе не находит.
На подъезде Большого театра № 16, том самом, который и есть «артистический» с испокон века висит угрожающий аншлаг: «Посторонним вход воспрещен». А работа в оперетте, драматических театрах и на эстраде не может удовлетворить моло
дого артиста балета, серьезно подходящего к своему искусству.
Для того, чтобы направить творчество молодых дарований в соответствующее русло, необходимо создать новый балетно-пантомимный театр.
Там в основу обучения должно лечь всестороннее развитие тела. Конечно, классика необходима, но только лишь в процессе обучения. Пластикой же следует заниматься с большой осто
рожностью, ибо неправильное ее применение во время учебных занятий приводит иногда не к укреплению, а к расслаблению тела. Самый характер нового танца должен строиться на движе
нии, взятом от самой жизни. Техника танца должна переключаться в ритмически-построенное движе
ние, отображающее жизнь, которое было бы внутренне оправдано.
Этот принцип танца должен быть противопоставлен балету Большого театра, не только не отра
жающему современности, но и ни в какой мере не перекликающемуся с жизнью. Ведь Большой театр характерен, как памятник пышного дворцового стиля, даже не XIX, а XVIII века. Является он только порождением моды, насаждавшейся сверху, никогда и ни в какой мере не отражавшей потребности широких масс.
Помимо нового подхода к самому искусству танцев, необходимо создание нового балетного артиста, человека, всесторонне образованного культурного и, главное, общественно-грамотного. Без большой общей культуры балет немыслим, так как вне творческого ощущения танца, как одного из способов отображения на сцене людей
и событий современной жизни, возможно лишь «танцевание», но не искусство танца.
ЭМИЛЬ МЭЙ
Первый урокХудож. М. Маризе