только комсомолка Аня, С любовью обрисованная автором.
И тем не менее, «Малиновое варенье» — уже пьеса, безусловно приближающаяся к подлинной драматической литературе. В ней есть пре
восходно написанные страницы. Режиссура (Л. Крицберг) не помогла автору. Постановщик за
острил внешние моменты действия, увлекшись ут
рировкой действующих лиц. Еще Шмелева он несколько пощадил,—оста
вил ему при трафаретном внешнем благообразии
партийца реалистический тон в диалоге. Зато жена бухгалтера отточена под стопроцентную мегеру с такой же накидкой на провинциальную Клеопатру. Доктор трактован как мелодраматический злодей, а Хныч отделан под ба
лаганного Петрушку в партикулярной тройке из дешевого модеполама. Даже эпизодическая фигура жены врача, облаченная чуть ли не в па
рижский наряд (это в провинциальном городишке!) превращена в исчадие ада. Одна комсомолка Аня сохранила нормальный человеческий облик.
Жалко, очень жалко! Молодой режиссер определенно способный. У него есть понимание интересной мизансцены; видно, что он умеет чув
ствовать и яркую фразу. Стоило лишь удержаться от подражания тем мастерам, которые создают динамику бесконечной суетней и беготней по сцене, — пойди Крицберг по пути углубления вну
треннего содержания пьесы, — эффект был бы куда благодарнее.
Связанный пьесой и постановщиком художник (Распопов) с честью вышел из положения. Наход
чивой комбинацией ширм и клеточного круга он дал возможность режиссеру разнообразить места действия. Оформление сцены — лучшее, что есть в спектакле.
Кино-иллюстрация событий (прием, кстати, не новый) ущерба не принесла, однако, она показалась тусклой по сравнению с остроумным сце
ническим трюком: в орбите вращается несколько сценок. Это хорошо задумано и отлично выполнено. Чуткая аудитория рабочего театра отвечает на трюк взрывом аплодисментов.
Актерское исполнение, разнобойное стилистически, разно и по силе мастерства.
Ханов вполне приемлем в роли Шмелева. Ему удается сочетание внешней угловатости со страстью к любовнице и прямолинейность рево
люционного бойца с человечной задушевностью.
У артистки Бартиа-Петровой (жена врача) много интересных нюансов в интонациях и умелое владение словом вообще. Образ — четкий. Васи
льевой, в общем несомненно способной артистке, мешают в роли комсомолки Ани дефекты дикции. Нужные интонации найдены, а чеканки слова нет.
Несмотря на ряд ощутительных недостатков спектакля, зритель смотрит его с явным интересом и уж, несомненно, без малейшей скуки. Такой результат получается от соединения животрепещущей революционной тематики с колос
сальной зарядкой чисто классовой бодрости и
жизнерадостности, проходящими через спектакль и находящими непосредственный отзвук в близкой по духу аудитории. И. ТУРКЕЛЬТАУБ

К

оммунист, будь всегда на чеку!...
Классовый врагне дремлет,—таково пре
достережение новой пьесы Афиногенова.
Герой «Малинового варенья», начальник огнесклада Шмелев увлекся пустоголовой, ревнивой мещанкой, забыл об окружаю
Кузьмин—доктор, Кочин — бухгалтер. 4 акт, 2 картина
щих врагах и открыл ей военный секрет о подвозе припасов. А та выболтала своему мужу — бухгалтеру, который вместе с врачемнемцем занимался вредительством. Благодаря промаху Шмелева удалось организовать взрыв огнесклада. Только героизм рабочих и самого Шмелева спас город от гибели. Позже всех уз
нает Шмелев, что он сам помог предательству,
и в момент, когда рабочая делегация приходит чествовать его, как героя-спасителя, Шмелев раненый взрывом, просит начальника ГПУ о присылке конвоиров для ареста его, Шмелева.
Эта несложная фабула построена достаточно сценично и развертывается увлекательно, но «Малиновое варенье» съедает органический порок большинства современных пьес—схематизм. Ав
тор, правда, заведомо дает пьесу положений, но зрителю от этого не легче. Ему мало, что Шме
лев геройски кается в своей ошибке, — зрителя интересует вопрос: как Шмелевы могут в такой мере поддаваться плену пустых и вовсе неинте
ресных мещанок? Для чего давно живущему у нас врачу-немцу нужно взрывать огнесклад? Что заставляет как-будто ничем не связанного с этим доктором русского бухгалтера предавать рабочий класс и его власть?... Таких вопросов прорва, и так как автор ответа на них не дает, то действующие лица неизбежно кажутся ходульными, а само «Малиновое варенье», — олицетво
рение мещанского покоя и благополучия — при
тянутым за волосы тем более, что Шмелева-то варенье совсем никак не касается.
Нельзя сказать, чтобы Афиногенов вовсе уклонился от обрисовки характеров и даже их типизации. Нет, попытка и того и другого есть. От
сутствует лишь основной стержень, стальной костяк. Оттого получается композиционная пе
стрядь, — вроде того, например, что бухгалтер наделяется острыми психо-патологическими чер
тами, а аптекарский кассир Хныч превращается в помесь чеховского Епиходова о комической маской Островского. По-настоящему получилась