такую трактовку Мебиуса, какую дал Радин? Разве внимание Газенклевера привлек бы мел
кий жулик с ухватками уголовного пройдохи, от которого за версту несет ароматами альфонсизма и надувательства?А, между тем, прекрасный ар
тист Радин зачем-тоименно так изображал Ме
биуса, снижая и эту ти
пичную фигуру и без того не особенно высокий при
цел драматурга. Или,
например, игра Кторова в роли сына Компаса, Гарри. Разве уж так вер
но изображать сыновей крупных дельцов расслабленными идиотами, ма
нерно гримасничающими и способными только на острые словечки и уха
живания за горничными? В пьесе этого нет— по
смотрите как ловко умеет этот достойный отпрыск своего «делового» родителя сыграть на бирже на понижении акций своего собственного же отца! Разве не показательно для этой постаноки, что как раз этот эпизод как-то В. Сахновским
смят и замазан? Единственно верной и очень метко схваченной фигурой в спектакле оказался сам г-н Компас, в исполнении очень талантливого артиста Зражевского. В этих маленьких сверлящих острых глазах хищника, прячущихся в на
бухших веках, в этой сухой геометрической фигуре, в точных размеренных жестах, в самом тембре этого глухого, жесткого голоса — во всей этой скупо и остро сделанной маске послевоенной Германии много верного, убедительного и доходящего до зрителя. Если упомянуть еще о хоро
шей игре Петкера и Кригера, то этим можно и ограничить актерские достижения этого спекта
кля. На этот раз не порадовала даже Прокофьева в роли горничной Алины, принесенная в жертву какому-то странному капризу режиссера, не увидевшего, что эта доверчивая, наивная милая девушка в сущности у Газенклевера и является единственным светлым пятном в пьесе!
Этот спектакль наводит на грустные размышления. Конечно хорошо, что театр привлекает к работе культурных режиссеров. Незначительнее другое. Театр не чувствует эпохи и социального смысла играе
мых им вещей. Даже в такой маленькой студии как студия Ю. Завадского, эта пьеса прозвучала по общему отзыву значительно серьезнее и острее. В театре быв. Корша нет свеже
го воздуха и в области чисто актерской. Не работает молодняк, роли распределяются явно не
правильно. Для каждого грамотного зрителя ясно, напри
мер, что роль 19-ти летней девушки Лии Компасе нельзя было поручать Шатровой, весьма способной актрисе на другие амплуа. В муках рож
М. Прокофьева—Алина

Н

апрасно некоторые в провале этого спектакля винят пьесу Газенклевера. Конечно, как и все немецкие экспрессионисты, Газенклевер отнюдь не является образцом для нашей советской драматургии. Его образы различных пройдох и мошенников, обделывающих грязные делишки капи
талистической Европы, все же овеяны какой-то полуиронической, полупоэтической дымкой любо
вания и смакования. Главный герой пьесы Мебиус, эксплоатирующий сердца стареющих дам, возне
сен немецким драматургом на какие-то ходули своеобразного романтического пафоса, и недаром в него так быстро влюбляется экстравагантная девица из семьи Компасов — другой породы хищников, тоже изображенной не без внутреннего любования. Если это и есть сатира на послевоенную буржуазию Запада, то это из тех сатириче
ских зарисовок, в которых шипы находятся рядом с розами и в которых бичующий хлыст повит нежными гирляндами из цветов. У нас такие вещи делают значительно жестче, прямолинейнее и злее...
И, все же, с точки зрения драматургической, пьеса Газенклевера сделана превосходно. Живость и легкость диалогов, быстрота и даже стреми
тельность развертывания интриги, неожиданные ходы в развитии фабулы, сочность характеристики персонажей — все это легко объясняет тот факт, что за эту пьесу сразу же ухватилось несколько театров У нас мало образцов такой остроотточенной и формально завершенной драматургии и в этом отношении пьеса Газенклевера может в какой-то части помочь нашим драматургам найти нужные формы для нащей подлинно-советской комедии.
Как же претворил в действительность все эти возможности Московский Драматический Театр,
упорно почему-то называющий себя все еще б. Коршем?
Увы, и на этот раз приходится с огорчением сказать, что этот театр погнался за внешним показом урбанических вещей Запада, упустив самое существенное и важное в пьесе Газенкле
вера. Постановщик спектакля В. Сахновский все свое внимание обратил на чисто постановочные детали, предоставив актерам полную свободу действия. А, между тем, в работе над обра
зами пьесы и была основная задача режиссера, т. к. «Деловой человек» прежде всего пьеса актерская. Разве можно было допустить, например,