Лилаватти — Попова
«Джума-Машид»Декорация 1 акта
И, наконец, театр Пролеткульта недавно отыграл пьесу Каучук , живописующую злокозненные махинации английских и северо-американских империалистов в одной из латино - американских республик.
Имеет ли разумное основание такое пристрастие некоторой части наших драматургов к коло
ниальной экзотике? Очень легко отмахнуться от избранных ими тем простым указанием на то, что у нас под рукой огромное количество бытового материала первостепенной важности, или сказать,
что пристрастие их к «импортируемым темамсвидетельствует о недостаточной устремленности внимания на темы и проблемы, ближе волнующие советскую общественность.
Такие возражения, при всей их справедливости в отдельных случаях, в целом несправедливы, потому что интерес, проявленный этими драматур
гами к колониальным темам, в каком-то плане несомненно отражает реально существующий в советской общественности интерес к теме импе
риализма в его взаимоотношениях с Советским Союзом.
нают сюсюкающих правоведов царского времени. Президенты эти проделывают военную карь
еру, сообщающую им энергию, решительность, разбойничью инициативу и бандитскую браваду.

Гольдблат — резидент Хорн «Восстание
Любопытная подробность текущего театрального репертуара — в трех театрах идут пьесы на «колониальные темы».
Театр б. Корш заинтересовался взаимоотношениями индусов и мусульман в Индии, Госет посвятил свою октябрьскую постановку воспроиз
ведению жестокостей голландской колониальной политики на острове Ява.

колониальные постановки

«Джума-Машид» Г. Венецианом. Театр б. Корша «Восстание» Л. Резника. Еврейский театр.
Борисов — Гопаль Сен «Джума-Машид
Менее всего советский театр имеет право обходить молчанием те явления мировой политики и зарубежного быта, которые лежат в основе гигантской борьбы, разворачивающейся на наших глазах между эксплоататорами и трудящимися.
Голая схема газетной публицистики об ужасах империалистской политики, о неразрешимых про
тиворечиях капиталистического строя должна быть облечена в жизненные образы.
Лучший метод политического воспитания — метод наглядного обучения.
Но именно потому материал, предлагаемый зрительному залу, должен быть, во-первых, точным, во-вторых, осмысленно подобранным, в-третьих, убедительным.
С этой точки зрения наши «колониальные постановки» несомненно неудовлетворительны.
Недостаточное знание быта изображаемых стран заставляет авторов пьесы, а за ними и режиссеров развивать свою деятельность по линии наименьшего сопротивления, подменивая местный коло
рит условной стилизацией, вместо зарисовки данного жанра давать гротеск, построенный на абстрактно взятых комических положениях, не блещущих к тому же чрезмерной изобретательностью.
Если бы означенные драматруги рискнули затруднить свое внимание другими источниками, то они знали бы (Венецианов — «Джума-Машид»), что гандисты — политические «непротивленцы», что отсюда еще далеко до кретинов, заслуживающих помещения в приюты дефективных подростков, что мексиканские президенты диктаторского типа весьма отдаленно («Каучук») напоми