внутреннему банкротству греческих государств. Политическая жизнь первой половины IV в. дает картину жалкого самоуничтожения. Непрекращающиеся войны между отдельными городамигосударствами подорвали в корне экономическую жизнь Греции, а в политическом отношении поставили ее в пол
ную зависимость от персидского царя, продиктовавшего, наконец, в 386-м г.
позорный мир Анталкида, даровавший „свободу отдельным греческим горо
дам, а фактически уничтоживший возможность объединения эллинства.
Такое положение создало особую напряженную атмосферу. Высокая куль
турность V в. не была сведена на нет ни пелопоннесской войной, ни после
дующими войнами, но она должна была преобразоваться. Эллинский индиви
дуализм был принужден развиваться в
более узких рамках. Творческие силы не находили себе применения в крупных государственных задачах и начали действовать уже не в ширь, а в глубь. Результатом такого культурного развития было необычайное усложнение психической жизни личности, которое нашло себе выражение в самой
известной статуе знаменитого ваятеля Лисиппа, которому Александр отдавал предпочтение перед другими скульпторами своего времени: изображен юноша „Апоксиомен“, т. е. чистящий свое тело после борьбы от пыли палестры при помощи скребницы. Для этой статуи характерно почти полное разложение массы, которая заменена сложной системой линий, действующих друг против друга и взаимно держащих себя в равновесии. Если постановка ног дает фигуре сильное движение в одну сторону, то этот мотив находит себе противодействую
щую силу в нижней части туловища; верхняя же часть его опять следует первоначальному направлению, а голова имеет поворот в противоположную сторону. Линию движений фигуры снизу вверх можно, следовательно, изобразить в виде зигзага. Для такого сложного ритмического построения плоскость не давала достаточно свободы движения, оно нуждалось в пространстве, чтобы развернуться во всем своем богатстве. И вот вытянутая вперед рука создает такое идеальное пространство для фигуры, и мы видим, как то сложное дви
Асклепий. Лондон.
Asklépios.
Londres.