Весьма характерно отметить, что провалы международной тематики мы имеем также и в области литературы, -что косвенно не может не отразиться (и отра
жается) на театральном репертуаре, поскольку белле
тристы и .драматурги нередко одни и те же люди и поскольку последние годы у нас в большом ходу инсценировки беллетристических произведений.
Много ли можно назвать повестей и романов, касающихся международной борьбы рабочего класса? Из более или менее выдающихся произведений в памяти встает только «Тисса горит» Белла Иллеш. То же в кино, !то же в живописи, то же во всех отраслях нашего искусства.
Едва ли такое положение можно признать нормальным. Вопросы интернационального воспитания масс стоят со всей остротой перед партией, комсомолом, общественными организациями. Кому как не театру с его богатейшим арсеналом средств воздействия принять участие в этом интернациональном воспитании? Наш репертуар пока что можно назвать репертуаром «советски ограниченным».
Может быть, трудно разыскать тему? Может быть, в международном материале нет достаточно интересных об’ектов для драматургического творчества? • Конечно, это не так.
Достаточно внимательно Следить за таким журналом, как «Коммунистический интернационал», как «Международное рабочее движение», наконец, внима
тельно следить просто за газетами, чтобы почерпнуть оттуда не одну тему для живой, боевой и нужной международной пьесы. Борьба международного пролетариата и колониальных народов полна такого подлинного драматического напряжения, богата такими красочными и изумительными по своей героической насыщенности эпизодами, что можно только удивляться тому, что наши драматурги еще до сих пор не вдохновились написать интернациональную пьесу.
Вот, например, любопытный, прямо требующий драматургической интерпретации, факт из международ
ной революционной борьбы. Несколько месяцев тому назад заключен договор на революционное соревно
вание между советскими и германскими моряками. По этому договору наши моряки обязуются поднимать труддисциплину, укреплять мощь Советского Союза, блюсти в порядке свои суда, а германские моряки обязуются не допускать погрузки вооружений, направленных против СССР, привлекать массы к германской коммунистической партии.
А разве не захватывающая тема жизнь и борьба китайских рабочих и крестьян на советских островах китайской территории? Приходило ли кому-нибудь на ум показать героические дни и борьбу Кантонской коммуны, майские баррикады в Берлине в 1928 году, изумительно красочные и волнующие эпизоды революцион
ного движения в Индии? Напрасно было бы продолжать дальше эти вопросы,—они звучат только риторически. Факт остается фактом. Несмотря на обилие междуна
родных тем, пьес международных у нас еще нет. И это большой пробел, который надо заполнить.
Бесспорно на пути создания пьес на международную тему авторы неизбежно встретятся с гораздо большими трудностями, чем при создании чисто советской пьесы. Для того, чтобы быть убедительным, в наше время уже
недостаточно, как в годы гражданской войны и блокады, выезжать на агитштампах, на поругании чемберленовщины. Теперь агитдокладчику о международ
ном положении нельзя выйти в рабочую аудиторию только со знанием нескольких газетных статей. Нужно знать и экономику, и статистику, всю .механику процессов, идущих в капиталистическом лагере, и все реше
ния Коминтерна и его конгрессов,—одним словом, нужно
глубокое изучение вопросов. Это тем более необходимо для драматургов, которые хотели бы взяться за международные темы, развернуть перед зрителем убедитель
ные и живые образы. В этом случае нужна гораздо более глубокая разработка материала, чем в обычной советской тематике. Советские (Темы рядом с нами, они каждый день в нашем обиходе, ими преимуще
ственно пестрят полосы советских газет, мы сами, наконец, в той или иной мере—герои этой тематики. Иное дело тема международная,—здесь нужна работа, и работа кропотливая.
Общая малая политическая квалифицированность наших драматургов с особенной силой дает себя знать в области создания международной революционной пьесы. Для того, чтобы создать такие пьесы, совершен
но недостаточно доброй воли и желания отдельных драматургов, а нужно твердо стать на путь организации такого репертуара. Драматургические литератур
ные общества и объединения вместе с Коминтерном, Профинтерном, МОПР, международным -крестьянским
советом, международным рабочим театром! должны срочно поставить перед собой вопрос о подготовке международного революционного репертуара. Дело не только в необходимости достойным образом отмечать международные пролетарские празднества, а в посте
пенной и крепкой подготовке сознания трудящихся советской страны к неизбежным грядущим боям за пролетарскую революцию.
В каком положении оказался бы наш театр, если бы завтра, например, наступили решающие револю
ционные события в Индии, в Китае или в какой-нибудь из стран Запада или начался бы поход против СССР?
Достаточно задать себе этот далеко не ‘платонический вопрос, чтобы увидеть всю незавидность положения, в котором может очутиться советский теа!тр. Не с его же нынешним репертуарам, в самом деле, выйти навстречу революционным и военным бурям. Все наши архиреволюционные пьесы покажутся не больше, как воробьиным чириканьем по сравнению с грандиозностью событий.
Нужно ли повторять ошибку, ошибку, правда, неизбежную, которая произошла в годы гражданской вой
ны, когда под грохот пушек в решающих битвах для пролетарской диктатуры в наших столичных театрах мирно булькали чайники в «Сверчках на печи» и уныло тосковала Раневская по срубленном «Вишневом саде».
Международная пролетарская революция — это процесс каждого дня в странах капитала.
На некоторых участках капиталистического фронта мы находимся в преддверии непосредственно революционной ситуации. Решающие бои не за горами. Совет
ский театр, драматурги обязаны подготовить и себя и советского зрителя к этим боям.