Я. БОЯРСКИЙ

НА ПЕРЕЛОМЕ

ОТ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОЛИТГРАМОТЫ К УГЛУБ ЛЕННОМУ МАРКСИСТСКОМУ МИРОСОЗЕРЦАНИЮ

Не подлежит сомнению, что мы сейчас имеем значительное повышение политического уровня актерства. Актерство над (собой работает. Большинство актеров совер
шенно праиМьно рассматривает политграмоту, как элемент Своей производственной квалификации. Наряду с этим, мы имеем, конечно, ряд отклонений. Некоторые работники продолжают еще подходить к политграмоте, как к неизбежному илу, как к необ
ходимому экзамену, и вместо глубокого и органического усвоения знаний занимаются простой зубрежкой. И, наконец, есть еще значительное количество людей, которые до сего ’времени относятся отрицательно к нашим классовым позициям (в области искусства, не приемлют нового репертуара и не находят нужного проив-водственного самочувствия в этом репертуаре. Для характеристики приведем отдельные выдержки из писем в ЦК /союза.
В пьесе «Приговор» актриса отказалась играть Озоль, мотивируя тем, что роли в салютах не ее прямое дело, в «Третьей смене», Варвара Гребнева — бы
товая роль, а она (актриса) интеллигентка и такую роль играть не может; да, кроме того, она религиозна, а по роли есть антирелигиозные фразы.
Даже в крупнейших московских театрах имеют место факты, характеризующие чрезвычайно низкий уровень политической грамотности отдельных работников. В одном таком театре докладчик, один ив режяссеров, выдвигая тему о коллективизации, оговорился:— «Впрочем, коллективизация ведь теперь отменена, поэтому эта тема должна отпасть».
Есть случаи, когда режиссеры не знают слова «субботник» и т. п.
Мы приводим эти отдельные факты для того, чтобы указать, что, несмотря на безусловный рост сознания, искреннее желание поднять свой политический уровень, мы имеем еще большую отсталость, которую необходимо будет преодолеть в практической работе.
О нашей точки зрения мы сейчас .заканчиваем подготовительный класс в области политграмоты. Мы считаем, что сейчас мы должны вступить в друщую полосу, более серьезную и более углубленную. До сих пор актер политграмоту расценивал так: («Я играю по-старому, мои производственные навыки, моя техника, мое мастер
ство, мой подход к роли,—все это осталось старыми, я только лучше стал понимать тот материал, которым оперирую. Раньше я не понимал, что такое «субботник», сейчас понимаю, но рабочего, участвующего в этом субботнике, я играю так как играл раньше». Словом, политграмота до сего времени была только опорой для приобретения нужных .знаний для производственной ориентировки, для того, чтобы не запутаться в современной пьесе. Политграмота не вела актера к переделке своей производ
ственной основы. Этот этап пройден. Мы должны поставить перед собой вопрос углубления актерского мировоззрения путем овладения методом диалектического материализма.
Актер должен иметь определенную точку зрения на тот мир, который он раскрывает ъ своей производственной работе. У него должно быть отчетливое отношение к воспроизводимому образу. Миросозерцание становится для него, таким образом, ре
шающим фактором его производственной работы. Вот почему основное ударение должно быть сделано на целой системе мер, направленных к выработке этого миросозерцания.

УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ— ОСНОВА АКТЕРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Активное участие (в различных общественно-политических кампаниях является важнейшим фактором политического развития нашей актерской массы. Мы должны отметить, что участие нашего союза в весенней посевной кампании было настолько
значительно и интересно, что вряд ли в истории нашего союза мы имели когданибудь такую яркую страницу. Но отмечая эти успехи, мы вместе с тем должны отметить и некоторые ошибки, совершенные нами самими в руководстве этой ра
ботой. Общий лозунг «идите на посевной фронт» мы не сумели диферанцировать применительно к различным производственным группам и особенностям их художе
ственной продукции. В результате мы имели такой случай, когда Большой театр
отправил на посевной фронт бригаду балетного цеха. Балетная бригада попала в Назакстан. Само собой понятно, что вряд ли классическое адажио в казахстанских степях могло содействовать процессу коллективизации. Конечно, надо было иначе скомбинировать отдельные производственные группы и лучше подобрать репертуар. Но это отнюдь не значит, что балетный цех должен был оказаться в стороне от общего движения.
БЛОКНОТ

ЗА ГОРОДСКОЙ ЧЕРТОЙ

Отряды ударных бригад московских театров, брошенные (на посевную кампанию, -вернулись с периферии. Диапазон их деятельности совершенно необычаен. Она простирается от исполнения кл асюичеак О ГО шкального репер
туара (бригада ГОТОВ) до ликвидации пожара в селе Пеашвагкя (бригада Замоскворецкого Драмтеагра). Пространство между этими полюсами противоречий заполнены событиями: раскулачиванием, «дружбой неверной», антирелигиозной пропагандой, водевилем о вое
низации, чтением «Примерного устава селвакохозяйствешной артели», конкурсом на лучшего плясуна, популяриза
цией «Головокру женин от успехов», эстрадными выступлениями, дебатами об обобществленном скотном дворе, «Диктатурой», инструктажем по физ
культуре, юридической консультацией, «Красным севом», организацией автодоровских кружков.
Этот калейдоскоп деятельности продолжался, в зависимости от «об’ектизных условий», максимум полтора месяца (бригады театра оаширы и театра революции), минимум десять дней (педагогический театр). Но и полуторамесячники и декадники, рапортовавшие в клубе театральных работников, с одинаковой жадностью поглощали десятшминутный регламент — как можно в десять минут уложить!). Сум1ма впечатле
ний, опыт, зарядка энтузиазма не уменьшались прямо пропорционально времени и расстоянию... И ударники ШТОБ, забравшиеся дальше всех (з Уральский, Актюбинокий и Уеминокий округа), и бригада театра нм. Завад
ского, получившая «разочаровавший нас подмосковный маршрут» — Кунцево и Немчиновжу — с одинаковой страст
ностью соревнования и общественным темпераментом делали все возможное.
Иногда этот неуемный пыл просветительства перерастал в свое отрицание. Бригадники Замоскворецкого драмггеатра, разнившие необычайный темп (за месяц: 06 спектаклей, 6 вон
цертов, 16 кино-сеансов; обслужено 45.000 зрителей, из них — 35.000 колхоз
ников) работали «более, чем ударно
Неистово соревнуясь, обе бригады (одна — об’единяемая «Дружбой неверной»; другая—пол знаменем «Диктатуры») давали по три и четыре спектакля в день. Вечером артисты от уста
лости не Мотли стоять на ногах. «На стоянку» их, как загадочно оказано в рапорте, «привозили силкам».
Но даже эти немыслимые темпы, эта сверхмощная производительность труда казались микроскопическими по сравнению с тем неутолимым голодом по культуре, которым об’ята деревня.
Из доклада на всесоюзной актерской конференции.