Руководители периферийных театров на собеседовании у нар. арт. республики Вл. И. Немировича-Данченко. Сидят (слева направо): заел. арт. В. Ф. Торский (Омск), нар. арт. Вл. И. Немирович-Данченко, заел. арт. А. И. Канин (Курск). Стоят: заел. арт. М. Л. Курский (Ива
ново), заел. арт. А. С. Ходырев (Вологда).
музыкальным оформлением. Музыкальное оформление зачастую играет роль цемента, которым пытаются замазать трещины спектакли, лишенного внутреннего
единства. В огромном большинстве случаев музыка не содействует восприятию спектакля, а, наоборот, мешает. Качество музыкаль
ного текста стоит «а ужасно низком уровне. Каждый заведующий музыкальной частью считает себя композитором. Пишут «свою музыку» даже тогда, когда можно было бы вполне воспользоваться музыкой настоящего композитора. В МХАТ в «Платоне Крече
те» скрипка за сценой играет вторую часть
известного скрипичного концерта Венявекого, а в ряде театров и здесь ухитряются пи
сать свою «собственную» музыку, да еще иногда вводят в помощь скрипке целый симфонический оркестр. Положение с музыкаль
ным оформлением> усугубляется тем, что большинство драматических театров облада
ют жалким составом оркестра. Публика не хочет слушать такую «музыку». Не случайно в Калужском театре зажигают транспа
ранты в зрительном зале: «Тише, слушайте музыку».
Шестой признак периферийного театра — случайность в выборе репер ту а- р а. Редкий театр на периферии имеет хотя бы к началу репетиций твердый репертуарный план. Обычно отсутствие репертуарного плана мотивируется желанием поставить новинки советской драматургии.
Однако многие театры членораздельно не могут сказать даже о том, что они в данном сезоне поставят из классики. Состави
тели репертуарных «планов» периферийных театров иногда вообще ограничиваются ука
занием лишь автора (напр., «одна из пьес Островского») или даже альтернативно двух авторов («одна из пьес Шекспира и Шил
лера»). Из классики идет обычно то, что данный режиссер уже несколько лет тому назад .где-то успешно .поставил и потом повторяет в каждом городе. Поэтому, как показывает изучение репертуара периферии за прошлый сезон, вся, например, западная классика ограничена 13-ю .авторами и 37-ю пьесами этих авторов. Весь Шекспир в пе
риферийных театрах сведен к 5 названиям. При этом .половину общего количества спек
таклей западной классики .составляют только следующие пять пьес: ««Слуга двух господ», «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера и «Гавань бурь» Бальзака.
Из русской классики ставятся преимущественно лишь «Без вины виноватые», «Гроза», «Волки и овцы», «Лес» Островского, да еще «Горе от ума», «Ревизор» и «Вишневый сад».
Классический репертуар намечается без учета того, что зрителю преподносилось в прошлые сезоны.
С вопросами репертуара связана и седьмая черта в характеристике периферийного театра. Это — низкий «тираж» основ
ных постановок по сравнению с второстепенными комедийныны1ми спектаклями. Достаточно убедителен следующий факт: далеко не первоклассная комедия «Дорога цветов» Ка
таева прошла на периферии за сезон 1934— 1935 гг. столько же, сколько все вместе взятые пьесы Горького. Возобновленный «Чу
жой ребенок» Шкваркина и «Хорошая жизнь» Аманлобели вместе вдвое .превышают количество горьковских спектаклей.
Линия наименьшего сопротивления постановочной работы приводит к тому, что так называемые «самоигральные» спектакли удаются лучше и держатся дольше в репертуаре.
Нетрудно заметить, что все перечисленные нами отрицательные свойства перифе
рийного театра сплетаются в один узел,— в качество организации коллективной творческой работы участников создания спектакля.
Главное в театре—не актер, а актеры, действующие не в одиночку, а во взаимодействии между собой и с другими участ
никами спектакля (художник, композитор). Сценический образ создается не только си
лами изображающего данный образ актера, ко и линией поведения других персонажей, изобразительным и музыкальным оформлением спектакля.
Спектакль — это не простая .совокупность изолированно созданных образов, а система взаимоотношений между образами.
Полноценный, социально и художественно значимый спектакль может явиться лишь плодом opraHHaoiBiaHHoro коллективного .актерского творчества, объединяемого и направляемого единой волей.
Творческие недомогания периферийного театра кроются именно в слабой организованности творческого коллектива, в разно
бое между участниками спектакля, не всегда подчиняющими свою работу общей задаче того или иного спектакля. Вот почему проблема pежиссуры остается
основной творческой проблемой периферийного театра.
На периферии главной опасностью является не подавление режиссером творческой индивидуальности актера, а, наоборот, сла
бое влияние режиссуры на актера в плане создания ансамбля с единой целеустремленностью.
Конечно, не надо забывать и о другой опасности, когда режиссер превращает актера в объект своих формальных экспериментов, когда процесс актерского творчества подменяется механическим натягиванием актера на выдуманную режиссером схему.
Что же мешает периферийной режиссуре быть на уровне стоящих перед ней ответственных задач? Ответ на этот вопрос дол
жен быть диференцирован для различных групп режиссерских кадров.
Мы имеем на периферии прежде всего группу высококвалифицированных мастеров, обладающих солидным опытом (назовем хо
тя бы нар-. (арт. С1обо:ль.Щ1И,ко1ва-Сам.ар.ина;
заслуженных (артистов — Курского, На-деждова, Лазарева, Горского, Славянову, Эн-гелъ
крона; режиссеров — (Ростовцева, Лундиеа и до.). Но эти мастера (за исключением одного или двух) .не имеют ©округ себя постоян
ного актерского коллектива, сами иногда легко меняют города, и потому их .работа не .приносит нужных плодов.. А между тем каждый из этой группы режиссеров мог бы воспитать ценный актерский коллектив, вырастить не один десяток новых актерских дарований.
Театральное «производство» — это не обычное производство, а творческая лаборатория. .Во главе театра должен быть творческий работник. В театре с крупным мастеромрежиссером целесообразнее всего на этого мастера возложить полную ответственность за театральный коллектив. Надо использо
вать в этом отношении опыт тех столичных театров, где директорами являются главные режиссеры.
М.ы .имеем и другую, .уже более .многочисленную группу режиссеров; это — молодняк, окончивший наш вуз и техникумы. Молодой режиссер, как правило, (силен в составлании экспликации,, но не может быть учителем .актера, так как сам не получил достаточной актерской подготовки и опыта. Тут «лекар
ство» одно: молодым режиссерским кадрам надо, начиная практическую деятельность, серьезно овладеть актерским мастерством.
Испытываем ли ,мы .сейчас недО Статок в режиссерских кадрах? Испытываем только в отношении крупных мастеров. Кадров же средней квалификации у нас сейчас вполне достаточно. Во многих городских театрах (Смоленск и др.) режиссура крайне не загру
жена. Очень многие очередные режиссеры .имеют только по одной .постановке, а некоторые в этом сезоне вообще .остаются без самостоятельных постановок. Значит, моло
дые режиссеры могут и должны повышать свою квалификацию, с тем, чтобы стать подлинными мастерами воспитания (актера.
Совершенно ошибочно огульное гонение на режиссеров из .среды (квалифицированных актеров,. Под влиянием «перепроизводства
режиссерского средника наш Теарашред энергично борется против режиссерских нагрузок у актеров.
Конечно, среди части актеров тяга к режиссуре объясняется, лишь тарифными соображениями. С такой режиссерской «нагрузкой» надо вести борьбу. Но нельзя забывать и другого. У культурного актера может .за
кономерно возникать творческая .потребность не только готовить (свой образ, но и быть организатором всего спектакля. Не случайно, что ,в обоих МХАТ’ах, в театре им. Вахтан
гова и др. театрах .многие актеры являются и режиссерами. Да и на периферии мы имеем образцы сочетания полноценного, актерского и режиссерского мастерства (напр. заел. арт. Курский).
Мы вскрываем недостатки периферийного театра для того, чтобы каждый театр более активно взялся- за их исправление. Весьма ценно, что некоторые театры уже сейчас -стали на этот путь. Саратов,оки,й театр им. Кар
ла -Маркса составил трехлетний репертуар,
ный план по .классике. Ивановский теа-тр, учтя критику прошлогодней бригады Управ
ления театрами НКП (РСФСР, в этом сезоне добился (значительных успехов в воспитании .ансамбля. Число положительных примеров можно умножить.
Нет сомнения, чт-с материалы, прозеденн-ого Управлением театрами НКП творческого .со
вещания режиссеров периферийных театров заставят все театры более вдумчиво обсу
дить пути своей дальнейшей творческой деятельности.