ПУШКИН и гоголь К столетию первого представления „Ревизора

м. ЗАГОРСКИЙ
«Великого не стало! Вся жизнь моя теперь отравлена... Что труд мой? Что теперь жизнь
моя?» — воскликнул Гоголь, узнав о смерти Пушкина. «iBot настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без
чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я досель не об
разумился», — написал Пушкин Воейкову, прочитав «Вечера близ Диканьки» — первый большой дебют Гоголя.
Казалось бы, все ясно в этих отношениях двух величайших русских писателей. Восторг и преклонение Гоголя перед гением Пушкина, и дружеская поддержка, признание и ответное восхищение со стороны автора «Бориса Годунова». И даже больше. Ни
кому иному, а именно Гоголю Пушкин отдал два замечательных сюжета — «Ревизора» и «Мертвых душ». И еще значительнее — не только отдал, но и правил рукописи, напра
влял, содействовал, упрашивал рецензентов (в том же письме к Воейкову), заботился о постановке на сцене (письмо к жене о сви
дании с Щепкиным), сам писал рецензии (по поводу 2-по издания «Вечеров»), привлек в свой «Современник», как одного из главней
ших сотрудников, и проч. и проч. Казалось бы, можно верить Гоголю, когда он писал: «Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собой. Что окажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое — вот что меня только занимало и одушевляло мои силы»...
И особенно Гоголь видел перед собой Пушкина, когда писал «Ревизора». Не только видел, но и заставил своего Хлестакова сказать:
«А как странно сочиняет Пушкин! Вообразите себе: перед ним стоит в стакане ром, славнейший ром, рублей по сту бутылка, ка
кого при дворе даже нет, только для одного
австрийского императора берегут... и потом уж как начнет писать, так перо только тр...».
А почему же ром? А потому, что в пасквиле Булгарина в «Северной пчеле» Пушкин
был назван поклонником Бахуса. Гоголь был возмущен и первоначально хотел в типе Хлестакова «вывести черты Булгарина». Так утверждает один из авторитетнейших исследо
вателей гоголевского наследства, проф. Н. С. Тихонравов. Он же пишет: «Эти «невинные
сцены» отсекались Пушкиным, который держал у себя рукопись «Ревизора» для важных замечаний».
Значит не только сюжет этой комедии йринадлежал Пушкину, но и литературная, а возможно, и сценическая редакция. Не потому ли и свое замечательное письмо по по
воду премьеры «Ревизора» Гоголь писал именно Пушкину, его подлинному соавтору по этой пьесе?
И все же, при всем том, не так просты и «трогательны» эти отношения Гоголя и Пуш
кина, как это кажется с первого взгляда. И в первую очередь это касается «Ревизора».
Усердными насадителями этой прочно вошедшей во все истории русской литературы легенды были Н. С. Тихонравов и В. И. Шенрок — два исследователя, которым мы обя
заны многим в Гоголиане. О первом мы уже говорили. Но и второй не менее, а еще силь
нее подчеркивает не только близость, но и дружбу между Гоголем и Пушкиным: «Друж
ба его приветливым, ярким лучом озарила и обогрела томившегося среди сурового рав
нодушия столицы на угрюмом севере этого юного пришельца с юга» («Материалы к биографии Гоголя», т. 1, стр. 339).
Итак, уже дружба* Эту шиллеровскую тему подхватили затем Д. Овсянико-Куликовский, Н. Котл яравокий и С. Венгеров и раз
вили ее в целую поэму об «интимнейших» отношениях двух гениев слова, пере
саживая на русскую почву дружбу Гете и
Шиллера. Эту же линию продолжает и В. В. Каллаш, утверждавший, что Пушкин охотно уступил Г оголю тему «Ревизора», так как «вряд ли Пушкин сам собирался писать ко
медию» (из предисловия к «Сочин. Гоголя», т. VI, стр. IV). Увы, эта «догадка» была вскоре опровергнута новыми публикациями пушкинского текста (1913 г.), среди которого нашлась запись: «Криспин приезжает на ярмонку» и проч., очень близко совпадаю
щая с сюжетом «Ревизора». Но не только эту комедию задумал Пушкин. В его бумагах
нашлись планы еще 4 комедий, из которых одна относится к 1821 г., две другие — к 1827—28 гг. и последняя — к 1831 г. (см. новое академическое изд. сочинений Пушки
на, т. VII, стр. 246—251). Таким образом, Пушкин очень настойчиво возвращался к опытам в жанре комедий, и утверждение
Каллаша о незаинтересованности Пушкина в «комедии» отпадает.
Такова, как говорят, «история вопроса» и источники этой легенды, прочно державшей
ся в литературоведении вплоть до 1909 г., когда в гоголевские дни В. Я. Брюсов пер
вый усомнился в дружбе Пушкина и Гоголя. Затем в 4915 г. в № 1. журнала «Беседабыла опубликована статья Б. Лукьяновского, наносившая второй удар этой романтической версии. В 1923 г. в пушкинском сборнике памяти €. А. Венгерова появилась статья А. С. Долинина, в которой очень верно и убедительно раскрывалось все социальное расхождение между Пушкиным и Гоголем в плане личных и творческих отношений. Да, и Пушкин, и Жуковский высоко ценили талант на
чинающего Гоголя, но в интимный круг «олимпейцев» он все же не был допущен. Вот почему он так жадно бросился, по вы
ражению Плетнева, в об’ягия «московской братии», напоившей его «настоем лести» и «приобщившей к своему скиту».
Но сюжет «Ревизора» все же отдан Пушкиным Гоголю? Так ли? Действительно ли «отдан», или только сообщен? На этот счет ведь есть только одно несомненное свидетельство, и оно принадлежит... самому Го
голю. Вот оно: Пушкин... «отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотея сделать сам что-то вроде поэмы, и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ» (мысль
«Ревизора» принадлежит также ему)». Какая замечательная разница в оттенках фразы: сюжет «Мертвых душ» «отдал», а «мысль «Ревизора» лишь «принадлежит также ему»... Это было написано в «Авторской исповедипосле смерти Пушкина, в 1847 г., когда Го
голь невольно преувеличивал близость Пушкина, «о даже в этой «исповеди» он не ре
шился сказать по поводу «Ревизора» то же слово, которое он сказал по поводу «Мертвых душ». Да, мысль «Ревизора» принадле
жит ему, но отдал ли он ее Гоголю, тем более «охотно», даже сам Гоголь не решается публично сказать.
А между тем в литературе есть свидетельство, категорически утверждающее, что .ни
какой добровольной передачи этого сюжета Гоголю не было. Оно принадлежит другу Гоголя и первому биографу Пушкина, обла
Собственноручный рисунок Н. В. Гоголя. Финальная сцена из «Ревизора»,