О ТЕХ, КОГО НЕ ВИДЯТ ЗРИТЕЛИ

И. Я. ГРЕМИСЛАВСКИЙ
Зав. постановочной частью МХАТ СССР
Перед нами лежит театральный справочник. Перелистаем страницу за страницей и посмотрим, кто руководит в театрах тем или другим производственным цехом, монтиро
вочной частью, кто объединяет вое эти цехи под общим руководством. В подавляющем большинстве во главе in остановочной части, иначе говоря, .на месте художеств-енно-техни-ческо-го директора, руководящего всеми сторонами своеобразного театрального про
изводства, и ы увидим лиц, не имеющих не только специального те
атрального образования, но даже и достаточного практического опыта, лиц, непонятно каким обрезом появившихся ;на этом посту. Тут и бывшие администраторы, и инспекторы театров, декораторы, помощники режиссеров, актеры, бывшие бутафоры и вообще полуграмотные лю
ди, не имеющие определенной квалификации. Мы найдем лишь самое малое количество руководителей этой сложной областью театрального организма, имеющих специаль
ное, высшее художественное образование, обладающих большим сценическим производ
ственным стажем. Почти не встретим лиц с техническим образованием, хотя бы средним, не говоря уже о высшем.
Но разве эта руководящая должность так проста и незамысловата, что ее можно замещать всяким?
‘Разве не требуются для этого высокая художественная культура;, огромные театрально-энциклопедические знания, высокий уровень общего образования, специальное художественное и техническое образование, вла
дение вопросами экономики и современной орган изац ии пр оязв о д с тв а ?
Разве руководитель постановочной частью не есть технический режиссер, организатор художественно-технической стороны поста
новки, который должен лучше всех в театре разбираться во всех областях, от костюма до металлической конструкции, юг живописи до мебельного дела, от светового монтажа спек
такля до создания парика и грима? Обратим внимание на руководителей отдельными цехами. Многие ли, именующиеся машинистами сцены, имеют право на это высокое звание? За исключением 4—б старых работни
ков, имеющих за собой громаднейший опыт и практику и действительно руководящих машинерией сцены и постройкой декораций и сценических конструкций, организующих технологический процесс обслуживания спек
такля, остальные являются не более как старшими рабочими.
Главные осветители в большинстве своем не художники и режиссеры света, ищущие новые пути, открывающие новые возможно
сти. В лучшем случае это — добросовестные исполнители чужих заданий, не имеющие собственной инициативы. Руководители костюмерных частей, за малыми исключения
ми, имеют немного общего .с театральным делом. Это — закройщики гражданского платья, не чувствующие ни линии, ни стиля костюма, не художники в своей области.
С трудом насчитаем трех — четырех знатоков бутафорского искусства.
Художники-декораторы, в совершенстве знающие свое дело, кухню своего искусства, почти выродились.
Это в Москве, а что (же на периферии? Старых мастеров рвут на части, их соблазняют огромными ставками, охотно берут узких специалистов одной какой-либо области для руководства всей технической стороной театра.
Об’яонение этого явления, когда в руководстве постановочной частью и ее отдель
ными цехами царит дилетантизм, невежество, некультурность, техническая безграмотность, нужно искать в том, что до сих пор не существует никаких учебных заведений, готовящих подобные кадры или повышающих
Из помещаемых здесь высказываний ря, да крупнейших мастеров—руководите лей технической частью московских театров — с полной очевидностью явствует, что вопрос о технических кад
рах наших театров стоит чрезвычайно остро, особенно для периферии. Борьба за создание этих кадров—одна из самых насущных, первоочередных задач.
кв1алифи;кац(и,ю театральных производственников.
Есть много средних и высших учебных заведений, открытых и при театрах, и самостоятельно выпускающих актеров, ре
жиссеров и даже директоров. Но кто и где готовит нам смену, технических режиссеров (зав. постановочной частью), художни
ков театра, машинистов-механиков сцены, электротехников, художников света, художников— руководителей костюмерными мас
терскими, заведующих бутафорскими, гримеров-художник о® я т. д.?
Существующая школа ФЗУ при УМ-ЗП— это только фабзавуч. Подготовка подручных
мастеров там мало удовлетворительна и по постановке учебы, и по образовательному уровню учеников.
ВХУТБИ-Н, когда-то выпускавший художников театра, хотя и с недостаточным запасом практических знаний и общей художе
Я. И. Гремиславский (старший). Гример МХАТ СССР им. Горького
ственной культуры, давно расформирован, и вот уже несколько лет не существует ис
точника, откуда можно было бы почерпнуть необходимые кадры. Уже много лет мы толь
ко и видим на афишах имена Рабиновича, Дмитриева, Рындина, Вильямса, Акимова и опять Рабиновича, Дмитриева, Вильямса и т. д. Приглядевшись к возрасту наших известных работников, нашего «золотого фон
да» — М. И. Титова, К. А. Сост-э, Я. И. Гремиславского, Н. М. Сорокина и др., — мы увидим, что все это старики, 60, 65 и за 70 лет. К ним крайне внимательны, к ним чрезвычайно бережно относятся, но опыт их мало кому передается, их практическими сведениями мало кто пользуется, даже на театральных новостройках, а (ведь и их практического багажа для создания смены недостаточно, иод него нужно подвести ‘теорети
ческий фундамент. Задачи, стоящие перед руководящей частью производственных цехов, теперь совершенно иные. Страна с каждым годом -обогащается новыми, прекрасными зданиями театров, -сценами, оснащенны
ми такими техническими средствами, каких старики еще и не видели. Для того, чтобы все это обслужить и освоить, нужны -соответствующие руководящие кадры. Над этим
острым вопросом необходимо задуматься и разрешить е-го возможно -быстрее.
Школы драматического искусства -стали на совершенно правильный п-уть — .выпускать не одиночеК-актеров, а -крепко опаянные коллективы, включающие и своего режиссера. Но драматическая труппе н-е может играть под зонтиком. -Ей нужны театр -с полным художественным и техническим штатом, руководители, которые говорят на од
ном языке с артистическим коллективом, принадлежат к одной школе.
Было бы безусловно -целесообразно, хотя бы на первое время, использовать существующие высшие учебные учреждения театраль
ного искусства, как Г-ИТИС, го-оударственная Академия искусствознания в Ленинграде, студия -К. С. -Станиславского, студия Большого театра и др., и организовать в них фа
культеты .соответствующих дисциплин для создания высших специалистов театрального искусства и техники.
Многие .из нас преподают, читают лекции, консультируют на режиссерских, актерских факультетах. Признавая совершенно необходимым повышение художественного и технического образования режиссеров, нам было бы еще ценнее, еще желательнее переда
вать -свой опыт и ана-ния будущим, кадрам наших специальностей.
И. И. ТИТОВ
Машинист сцены МХАТ СССР
Когда деревенским мальчишкой доводилось мне глазеть н.а ярмарочные балаганы, где будто «по щучьему велению» возникали заманчивые и чарующие картины петрушеч
ного театра,—-мне и в голову не приходило, что и я -когда-нибудь буду работником театра — и -какого! — театра, созданного Станиславским.
Семья -наша- была большая, голодала, и 13 лет ушел я н-а заработки. Поп-ал в столярную мастерскую, потом на фабрику, работал 20 ча-сов в сутки, потом бегал в мальчиках у купца. Наконец,—скоро уже- поавека тому назад — в 1-891 году поступил рабочим <в театр оперетты — знаменитого тогда антрепренера. М. В. Лентоес-копо.
Сперва я наивно полагал, что и здесь «ломаются» бала-га-нны-е фигляры. Но вскоре убедился, что театр —- это сложное хозяй
ство, что театральные чудеса происходят не по щучьему велению, -а в -результате огром
ного труда и талантливой изобретательности большого коллектива тружеников и что те
атральное дело -ведется по четкому пл-ану и требует огр омн-ой слаженности всего -сценического аппарата.
-С 1906 года -состою я .в МХАТе машинистом сцены. Человек мало сведущий в театральных делах не представляет -себе, ве
роятно, какой смысл вкладывается у нас .в слово «машинист» и какой -разнообразнейший круг обязанностей на нас возлагается.
Если постановщик — это архитектор, то машинист — это проектировщик и фак
тический производитель работ. Машинист должен, знать -математику, технику, -архитек
туру, живопись, -истор-ию стилей, должен чертить и читать чертежи, должен проявлять техническую сноровку -и изобретательность, «п-одковывать блоху», если это требуется по замьгел-у постановщика, художника.
Театр надо любить, как любишь жизнь. Вот жил .я (до МХАТа) в Москве, а, М-ос-ювы не видел — -сутки ,на сце-не. -К-о-пда-то. учили просто — концом веревки и подзатыльни
ком. Жалование было грошево-е, да и то Лентовский не платил. За кулисами, царила богема. Но я полюбил свой тяжкий труд и самоучкой — книг о технике театра нет ведь и с-ейчас — постиг все тонкости моего мастерства. И когда я ючу-тился -в МХАТе, в радостной атмосфере творчества, -моя лю
бовь -к театру и мои технические способности подарили -мне д-о конца жизни великое, твор