Сюжет должен иметь целеустремленность. Нельзя его растягивать, как резину.
А между тем некоторые не в меру усердные (критики толкают- наших наибо
лее податливых (драматургов на бесконечное растягивание сюжета. Такая пьеса попадает в руки особенно догадливого ре
жиссера, который выдумывает сложные (конструкции и различного рода трюки, чтобы (окрасить убогость (содержания пьесы или свою неспособность раскрыть образы. Главная же тяжесть падает на пле
чи бедного актера, ибо ему приходится всю эту кашу расхлебывать. В (Конечном счете страдает зритель, так как он при всей своей любви к театру не может найти смысла в игре актера.
Тема спектакля, сюжет произведения должны быть дороги художнику, он дол
жен тему страстно любить. Бели не будет любви и ненависти, художник не создаст настоящего художественного произведения. Он должен уметь любить и ненавидеть. К нашей эпохе нельзя относиться равнодушно. Герои этой эпохи заме
чательны: это простые люди, делающие героическое дело. Это люди, близкие в своей простоте, мужественные и стойкие, насыщенные энтузиазмом, кующие новые чувства, гордо несущие знамя сталинской эпохи.
Этим героям вы показываете свое творчество. Они поймут вас и будут уважать, будут иметь с вами внутреннюю связь тогда, когда вы им понесете подлинное искусство, а «е «варианты* и «домыслы», когда вы им дадите настоящее творче
ство, а не формалистические выкрутасы или натуралистические вывихи.
Советский театр питается соками .нашей великой страны, а не (бледной выдумкой того или другого «конструктора». Он выпестовывается в борьбе за правильную линию его- художественного развития. В этой борьбе особенно огромное значение имеет идейная и (художественная подгото
вленность всех работников театра. Весь коллектив театра — артисты, режиссеры, художники, драматурги — в своей борь
бе с чуждыми для нас художественными влияниями будет ковать (свое идейное марнис так о -л ееиис ко е миров оззрение, будет углублять содержание своей оаботы, свое художественное мастерство. Но для этого (необходимо разоблачить несколько вредных теорий, мешающих художественному и идейному росту наших театральных
коллективов. Вредна, например, теорий»- ка, изображающая эстетику, как область, «уда входить могут лишь посвященные. Горе тому, кто не посвящен, кто не имеет особого разрешения на вход в это царство красоты. Дело (в действительности об
стоит гораздо проще. Эстетика не есть область, оторванная от жизни и сущест
вующая где-то в заоблачном пространстве. Она здесь, среди нас, в художественных произведениях, созданных людьми из нашей среды.
(Особенно вредны теорийки, пытающиеся подменить здоровое чувство челове
ка, реагирующего на красивое, идейно насыщенное и глубокое в своей художественной прайде произведение, надуманной концепцией извращенного эстетизма.
(Стремление создать «эстетику для посвященных» уводит художников в сторо
ну от марксистско-ленинской методологии, в дебри антиматериалистичеекюй концепции, вредящей их творчеству, снижающей их мастерство.
Несколько слов о «художественном почерке». Этот «почерк*, говорят, выявля
ет индивядуальнюсть художника. Больше того, высказываются соображения: а не еовредит ли единая основа — социалистический реализм — многообразию «ху
дожественных почерков», проявлению своеобразия отдельных индивидуальностей в искусстве?
Мы призываем к изучению действительности. Она дает самое богатое мно
гообразие взаимоотношений формы и содержаеия и их противоречий. И совершенно неправильно думает тот, кто полагает, что здесь может произойти ка
кое-то обеднение образа в искусстве. Сторонники этого мнения похожи на тех мел
кобуржуазных «мыслителей», которые представляют Себе социализм и коммунизм, как равнение по ранжиру. Мы знаем, что это чуждое нам представление о социализме создано его врагами. Претво
рение социализма .в нашей действительности опровергло .самым решительным обра
зом этих мелкобуржуазных) противников1 ленинизма.
Если говорить о театре, то дело идет не только о том, что у режиссера неяс
ный и неразборчивый «художественный почерк». Делю заключается в том, что только на основе социалистического реализма и возможно разнообразие худо
жественных приемов, выявляющих творческие возможности театра. Причем мы должны добиваться, чтобы это разнообразие не было «художественным росчерком» режиссера, а подлинным художественным лицом целого театрального коллектива, крепко связанного с жизнью народа нашей страны.
Наше искусство должно опираться на народное творчество1. Там, в народном творчестве, кроются глубочайшие корни нашего искусства, и с этими .родниками театральное мастерство должно быть связано самыми крепкими, неразрывными нитями.
Несколько слов об итогах дискуссии. Плохо будет, если, мы, после окончания дискуссии разойдемся и забудем об ее результатах. Обсуждение больных* наз
ревших вопросов театрального творчества нужно вести и дальше, не абстрактно, а путем раэбора отдельных конкретных no-i становок. Этот анализ ни в коем случае не должен носить характера препирательства одного режиссера с другим; он должен быть по-овящен Глубокому и конкрет
ному .разбору творческой работы людей, в совокупности составляющих театр. На этих конкретных обсуждениях (о работе актера над образом, режиссера над спектаклем и т. д.) будут воспитываться кадры театральных работников. Актеры и режиссеры, преодолевая ошибки в своей работе, будут добиваться повышения качества своего творчества.
Театры Советской страны имеют немало достижений. Такие постановки, как «Любовь Яоовая», -«Егор Булычев», «Бронепоезд». «Платон Кречет», безусловно Яв
ляются большим завоеванием наших театров. Эти победы театра признаны не только внутри нашей страны. Люди, приезжающие иэ-ба (границы на театральные фестивали, давали и дают блестящие от
зывы о большинстве наших театральных
постановок. Они ценят наш театр и пч праву считают Москву Меккой театрального искусства.
Но у нас не должна кружиться голова от этих похвал. Дискуссия должна помочь нашим театрам сделать самокрити
ку методом своей работы, ибо творчество без самокритики невозможно. Это будет один из ее наиболее важных .результа
тов и это поможет нам поднять театр на высоту, достойную великой сталинской эпохи.
Татарский академический театр в Казани. «Тартюф». Худ. Э. Беренгард. 2-я картина II акта. Слева направо: Ибрагимова— Марианна, Шарипова — Дорина, Сагитов — Валер.