во начертать путь таких людей, как Николай С-кр-о- ботов. Каким знанием жизни и вместе с тем совершенно определенным социальным ощущением нужно об
ладать для того, чтобы написать Бардина так, как написал его Горький. Ведь это не просто российский! либерал, это живое воплощение философии всего российского либерализма.
Пьесы Горького — пьесы глубоких -социальных конфликтов. Особенно ярмо это проявляется в тех же «Врагах». В этой пьесе, хотя и скупо, но впервые как положительная, активная, волевая сила революции, как носители передовых человече-оких идей выводят
ся рабочие — Синцов, Левпгин. Образы рабочих во «Врагах» проникнуты глубоким оптимизмом и глубокой верой в силу революции. И когда Ле-вшин заканчивает пьесу и говорит: «Нас н-е вышвырнешь
Н-ет. Будет, Вышвыривали. Пожили мы в темноте, беззаконии. Довольно. Теперь сами загорелись, не
погасишь. Не погасите нас никакими силами, не погасите», — вы знаете и верите, что именно так и будет, что силы революции неистребимы. Оптимизм рабочих в пьесе «Враги» целиком направлен против плехановской меньшевистской концепции революции. Именно против этого оитим-изма восставал Плеханов, атакуя- в -связи с раэбором пьесы «Враги» большевиков. Во «Врагах» впервые в драматургии были показаны -сознательные революционные рабочие.

В -своих пьесах, как в своих беллетристических произведениях, Горький борется с одним .и тем же вра
гом и возвеличива-ет одних и тех же друзей. Г орький борется со всей страстью и активностью против интеллигентской .риторики, интеллигентского прекраснодушия и бездействия.
«Интеллигенция — это не мы, — говорит Варвара Михайловна в «Дачниках», — мы что-то другое... мы дачники .в нашей -стране... Мы суетимся, ищем в жизни удобного места.... Мы -ничего не делаем и отвратительно .много говорим... Чтобы скрыть друг от друга духовную нищету, мы одеваемся в красивые фразы,
дешевые лохмотья книжной мудрости... Говорим о трагизме жизни, не зная: ее; любим ныть, жаловаться, страдать».
А брат ее Вла-с продолжает:
«Вы ряженые. Пока я жив, я буду всегда срывать с вас лохмотья, которыми вы прикрываете вашу ложь... вашу пошлость... нищету ваших чувств и разврат мыслей».
Нищета чувств, разврат мыслей, лохмотья, — Горький не жалеет слов для .разоблачения пустопорожних бол-тунов, не видящих мира, не чувствующих грядущих социальных проз, не в-идящих, что на смену им
идут новые поколения «особенных людей, мужественных и гордых, непреклонных в своих желаниях и простык, как просто все великое» (-слова Еле-ны из «Детей солнца»).
Можно привести множество подобных высказываний горьковских героев. Эти высказывания рисуют всю мощь горьковского таланта, его дар -политического предвидения, его веру в прекрасное будущее человечества. Это- грядущее торжество разума и светлой человеческой идеи Го-рький в первых -своих произведениях выражал в образах мечтателей-, правдоискателей,— таков Тетерев («Мещане»), та-ко.в в конечном -счете -и -великий утешитель Лука («На дне»), таков и Сатин. И только начиная с «Врагов» носите! ле-м идей социальной сп-ра-ведлив-о-сти становится не демократически настроенный интеллигент, вр-од-е Лизы, Елены, не правдоискатели Тетерев и Лука, а ра
бочие — Синцо-в, Левшин. А в последующих пьесах уже большевики — Яков Лаптев, Рябинин («Достига-е-в и дрл).
-Пьесы Горького отражают историю нашей революции от 900-х годов до октябрьской победы.
Еще одному нужно учиться у Горького нашим драматургам. Это в-еличай-ш-ей скромности в оценке св-оих произведений, это культуре драматического тру
да. Горький над своими пьесами работал с огромной тщательностью, добиваясь максимальной лаконичности, правдивости. Уже будучи больным, будучи необычайно перегруженным писательской работой в разных отраслях литературы и общественными обязанностями, он ни разу не до-пустил то-го-, чтобы его старые пьесы -возобновлялись без прикосновения его писательского пера. П-еред новыми постановками он
их исправлял, «очищал», а иногда и переделывал. «Васса Железнова», например, в корне переделана им для новой постановки. Горький отлично знал, что
драматургия—самый трудный вед художественной литературы и над -своими пьесами работал может
быть больше и упорнее и относился -к ним гораздо. самокритичнее, чем ко всем прочим своим художес т в енн ым пр о и зв е д е-ния-м.
Результаты очевидны. 16 пьес Горького войдут в историю русской драматургии таким же вкладам, ка
ким вошли Гр-ибоед-ов, Гоголь, Пушкин, Островский и Чехов. Горь-кому посчастливилось довести реалистические традиции русской драматургии и русского театра до наших дней. Он перемкнул мю-от от прошлого к настоящему и -по этому мосту наши драматурги должны ступать смело, уверенно, если о-ни хотят добиться создания произведений, достойных великой социалистической эпохи.
Новый драматический театр В. Ф. Комиссаржевской «Пассаж» «Дети солнца» А. М. Горького 1 акт.