А. М. Горький. С фотографии 1916 года.

И. Нусинов

Вопросы эстетической системы А. М. Горького

М
ЫСЛЬ об английском народе неотделима от Шекспира. Мысль о немецком на
роде неотделима от Гете. Представление о русском народе неотделимо от Пушкина, Толстого, Достоевского.
Эти гении до такой степени воплотили в своем творчестве существеннейшие стороны истории своего народа, что кажутся неотделимыми от всей его судьбы.
Таким- же извечным и неотделимым от судьбы России, от судьбы народов нашего Союза, от истории социализма будет для после дую
щих веков Алексей Максимович Горький.
Великая .закономерность появления Шекспира, Гете, Пушкина, Тол
стого, Достоевского, Горького, те опро.мн ые вс е мирно-ис торически е
процессы, которые они воплотили в своем творчестве и которые они выразили всем своим жизненным путем, сделали их для истории, для последующих поколений такой же неотъемлемой частью всего воспри
ятия их народа, их страны, как сама .природа этих стран.
Но есть одна существеннейшая черта, которая отделяет А. М. Горького от всех величайших ге
ниев прошлого и возвышает его над ними. Да, .возвышает Алексея Максимовича Горького над Шекс
пиром, над Гете, над Пушкиным и Толстым, не говоря уже о Достоев
ском, как высится Маркс и Ленин над Кантом и Гегелем., над Фу.рье и Сен-Симоном, над всеми величай
шими мыслителями и социальными пре обр а зов атеяими .про шло по.
Шекспир и Гете, Пушкин, Толстой и Достоевский — все они по
знавали мир, каждый из них по своему бунтовал против этого мира, но каждый из них в последнем счете покорялся этому миру, .призна
вал его неизменность. На тот или другой лад в отношении ,к каждому из них оставалась верной мысль Маркса, высказанная им о филосо
фах прошлого, которые видели свою задачу только в познании мира.
Aae.KCGft Максимович Горький в течение всей своей жизни считал своей основной задачей изменение мира. Само познание мира воспитывало в нем убеждение в необхо
димости изменить этот мир, и эта неизменная жажда изменить мир определяла собой весь характер от
ражения им действительности, всю систему его художественного показа жизни.
В этом-то существенно новое, что отделяет Горького от всей литера
туры прошлого. Из величайшего .преемника классического наследия он превращается в провозвестника нового этапа в истории искусства человечества. И поэтому Горький является не последним из ушедших классиков русской и мировой лите
ратуры, а первым классиком нового социалистического человечества.
*
Сорок четыре года литературной деятельности Горького—это сплошь годы борьбы за превращение собственнического, классового мира в