Мир социалистический. Эта задача определяет весь творческий путь А. М. Горького и особенности всей его литературной борьбы. Она же
определяет глубочайшее отличие творчества Горького от романтиз
ма и реализма, тех двух основных литературных направлений, с которыми обычно связывали его имя.
Периодизация творчества Горького обычно велась по такой линии: молодой Горький —романтик, зрелый Горыкий — реалист. Но существует глубочайшее различие между молодым Горьким и всеми предшествовавшими ему романтиками, м-ажду зрелым Горьким и всем су
ществовавшим до него реализмом. И это различие между молодым
Горьким и романтиками, между зрелым Г орьким и реалистами со
ставляет единство Горького — романтика и реалиста, единство, заключающееся в неизменном стремлении изменить мир.
Романтическая струя доминировала в творчестве Горького, когда ос
новным для русской литературы был реализм покорности, примирения с действительностью,, признание ее неизменности.
Реалистическое начало стало основным в творчестве Горького после революции 1905 г., когда в цен
тре русской литературы очутились антиреалистические, враждебные общественной активности, литературные течения.
Стало быть романтизм Горького, как и его реализм , был прежде всего действенным отрицанием существующей действительности, утверждением воли, направленной к из
менению мира. Поэтому романтизм Гормсого столь существенно отли
чался от творчества даже наиболее радикальных и бунтарских демократических романтиков, а его ре
ализм — от произведений лучших представителей критического реализма.
Основным в романтике Горького было утверждение воли, культ гор
дого человека, воспевание несмиряющейся личности. Жажда перестроить жизнь, сделать ее достой
ной гордого1 человека, сделать ее такой для всех, а не для избранных людей, усилиями всех, а не героикой исключительных.
В этом смысле Горький был и остался романтиком1 до конца своих дней.
Но отсюда и глубочайшее отличие Горького от всех предшествующих ему романтиков. Те романтики творили мир чудесный, желан
ный мир людей исключительных и необычных, вне его отношения к миру сущему, к реальной действительности. Романтика Горького бы
ла торжеством человеческой воли и человеческого разума, направ
ленных на превращение ужасного мира в прекрасный, действующих на основе и в соответствии с существу ющей дейспвительностью.
Поэтому Горький всегда искал ту реальную силу, которая призвана изменить жизнь. Поэтому Макар Чудра, Челкаш уступили место Па
влу Власову, его матери, его соратникам.
В 1892—1895 гг., корда Горыкий вступал в литературу, в ней преоб
ладали образы безвольных и покорившихся. Великая правда Челкаша заключалась в утверждении, что на омену покорному мещанину, примирившемуся интеллигенту, подпольному человеку приходит новая ре
волюционная, народная сила. Герои Г орького провозглашали приближение бури. Они были предвестниками революционной волны, которой с 1895 г. начинается новая кни
га истории России, книга борьбы пролетариата за социализм. В десятилетие 1895—1905 гг. Горький увидел в зачинателях массового боль
шевистского рабочего движения тех реальных носителей человеческой воли и разума, которые изменяют и изменят мир. Образы романтических бунтарей уступили ме
сто реалистическим образам пролетарских бойцов.
Таким образом романтизм Горького как литературная форма был -предвосхищением прихода той реальной силы, которая окажется способной превратить его романтику в действительность.
Эта форма -отошла в прошлое, когда на сцену выступил рабочий класс и его партия, когда русский марксизм во главе с Лениным, разгромил народничество, изобличил народнический социальный и экономический романтизм.
А. М. Горькому принадлежит термин: критический реализм. Неизмеримы его заслуги сто утверждению великого .значения критического реализма от Шекспира- до Достоевского, от Бальзака до Чехова.
И все же вся литературная деятельность А. М. Горького, начиная с его первых больших реалисти
ческих произведений — от «Фомы Гордеева» и «-Трое» и до «Дела Ар
тамоновых», «Жизни Кл-и-м-а Самгина» и «Егора Булычева- и других
— является беспрерывной борьбой и отрицанием критического реализма.
Гениальневший зачинатель критического реализма. Шексп-ир вложил в уста старику Лиру скорбное утверждение:
«Человек — бедное, голое, двуногое животное».
На различные лады эти скорбные слова повторяла -вся литература критического реализма до Горько
го. Человек несчастен, -жалок и убог. Таков -он по самой св-о-ей природе. Таким он останется навсегда.
Если одни -подчеркивали убогость человека, т-о у других -на первый план выступала его эвериность и аморальность, у третьих — его тра
гическая безысходность. Если одни считали, что человек всепда и толь
ко -— подпольное существо-, иным он не будет и быть не может, то другие утешали себя надеждой, что когда-то, через много поколений он постепенно станет лучше, хотя ни
когда не станет -счастливее. Если одни питали надежду на какой-то прогресс в результате развития че
ловеческих знаний и культуры, то другие в развитии материалисти
ческих знаний и основанной на этих знаниях культуры видели источник еще большей -моральной
В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский в пьесе А. М. Горь
кого «На дне». Сцена в ночлежке.