деградации человека и звали назад к прошлому, к религии!, ища в ре
лигиозном знании излечение от всех пороков и бальзам для морального самоусовершенствования.
Скорбь всех этих реалистов была порождением опыта собственнического мира. Скорбь их осталась не
рушим о ц, потому что ори всем своем критическом отношении к действи!тель«остИ , они не пересту
пали за границы собственности и тех идей, которые выросли на базе и :на принципах собственнического классового мира.
У старика Лира была власть, было богатство, а отсюда — всеобщая покорность и, как ему казалось, всеобщая любовь и преданность. Но он потерял корону, владения-, и одновременно изменилось прежнее отношение к нему людей. Старику Лиру стало ясно, что человек сам по себе без короны, без власти и богатства — только «бедное, голое, двуногое животное».
Этот опьтт Лира — опыт всего классового человечества, и скорб
ный вывод Лира — философия всех тех, кто, увидав ужас этого мира, не сумел переступить за его -пределы. И в этом — многовековое, всемирно-историческое значение Шек
спира, -его реализма. В этом плане весь последующий критический реализм разделяет судьбу Шекспира.
Критический реализм познал и
изобличил собственнический мир, н-о для него остался тайной тот родник, который единственно спо
собен возродить человечество и уничтожить пустыню -собственнического мира.
Алексей Максимович Горький покончил -с шекспировским отноше
нием к человеку. Вот то новое, что внесено им в историю человеческой литературы-. Скорбному тезису Лира он противопоставил свое утверждение :
«Человек — это звучит гордо».
Н-о какой человек? Человек, утверждающий свою в-олю и разум, Человек, отказывающийся покори
ться действительности, принять ее такой, какая она есть, не согласный быть ничьим рабом, даже самой жизни, даже самой смерти.
П-ервый .-герой Гор-ького, Макар Чудра, убивает любимую девушку, стесняющую его свободу, ибо сво
бода -выше любви. Здесь мьг еще -ветречае-мст с дилеммой анархиствующего бунтаря. В «Песне о -соко
ле» Го-рыкий пел песню «безумству храбрых», чьи капли горячей крови, «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых се.рдец зажгут безумной жаждой -свободы, отет-а». В «Матери» Г-орыкий перешел от романтизации го-рдого чело
века к его реалистическому показу и -рассказал, как Павел Власов и
его соратники отказываются от возможности бежать из тюрьмы для т-ог-о, чтобы на царском суде произнести те слова -правды, облитые -горячей кровью, которые «Зажгут сердца безумной -жаждой свободы, св-ета».
Подпольный человек, бедное, голое животное — это человек собственнического мира, человек, нахо
дящийся во власти этого мира. Гордый человек — человек, ч-ья воля направлена на уничтожение собственности, уничтожение классов.
Несчастное животное — это человек, разум которого ищет утеше
ния -в -религии и -смиряется перед выдуманным им богом. Гордый че
ловек — это человек, утверждающий свой разум, и в беспредельных возможностях человеческого разума видящий источник освобожде
ния от всех тех скорбей, унижений и несчастий, которые роднят человека с животным.
Вся практика Горько-го-художника, Го-рького-лит-ературн-ого крити
ка, -публициста и общественника связана- с этой -реабилитацией чело
века и направлена на воспитание го-рдого человека, на -развитие его в-оли и разума, -на преодоление той действительности, которая порождала п-одполыного человека и заставляла покориться лучших гениев прошлого, в том числе и критических р-е ал истов .
Начиная с первых реалистических рассказов, а тем более с первых больших повестей; как «Фома- Гордеев» и «Трое», и кончая последни
ми драмами, в частности последней переработкой -«Вассы Железновой», А. М. Горький создавал огромную картину человеческой подлости, зве-ривости, беспредельного горя и безутешной печали.
Асе же ни одно произведение Горького не проникнуто пессимиз
мом, ни одна страница Гор-ького не питала безволия и покорности. На
оборот, -все созданные Горьким картины закаляли волю на борьбу против этого мира, питали уверенность в победе над всем- изображаемым им злом1.
И -все это было результатом того, что Горький явственно показывал, в
какой ме-р-е эта скорбь и- печаль, в какой мере человеческая подлость и зве-риность являются результатом не какой-то извечной природы человека, а конкретной исторической
Днепропетровский театр им. Горького. «Дети солнца» А. М. Горького.
Н. Ф. Шелехова в роли Лизы.
Первая страница рукописи А. М. Горького «Дети солнца».