Театр. им. Вахтангова. «Егор Булычев и другие» А. М. Горького. Б. В. Щукин — Булычев, Ц. Л. Мансурова— Шурка, М. С. Державин—поп Павлин.
природы собственнического .мира, результатом1 самой сущности капитализма. Поэтому творчество Горького включает в себе наиболее пол
ную объективную, художественную историю русского капитализма между 1861 и 1917 гг.
Реализм1 Горького отличен от реализма Бальзака и Достоевского не тем, что те творили портреты хищ
нических и страшных в своей аморраяьности людей, а Горький про
ходил мимо этих страшных явлений жизни и показывал только прекрасных людей. Реализм Горького отличен от реализма Флобера или Чехова не тем1, что те показывали без
вольных и обреченных, а Горький закрывал глаза на этих несчастных и показывал людей во-зи и торжест
ва. Нет, Горький не меньше, чем Бальзак и Достоевский, видел и по
казывал хищников и их жертвы, не меньше, чем Флобер или Чехов, видел и показывал безвольных и об
реченных. Но Горький .неизменно вскрывал закономерность существо
вания этих людей и их драм, как результат классового общества. Горький видел и показывал, как вырастают те живые силы1, которые взорвут собственническое общество.
Стало быть, основными чертами эстетики Горького являются его историзм, его классовость, его партийность и целеустремленность, ве
ликий оптимизм и вера. в. человека,
вырастающие из его партийности и классовости.
Отсюда и вся деятельность Горького в самом широком смысле это
го слава проникнута борьбой за личнТсть и против индивидуализма.
В девяностые годы, когда Горький .вошел в литературу и поднялся на ее вершины, у ее подножья зашумели символисты. Четверть века,
прошедшая от начала литературной деятельности Горького до Октября, была периодом наибольшего разгу
ла индивидуализма в западной, да и В1 русской литературе, наибольшего индивидуалистического разложе
ния в рядах западных и русских литераторов.
Этот индивидуализм имел своим неизбежным спутником неуважение к личности, гнусное третирование человека. Это было не только ли
тературно бытовым явлением, но и типическим дли художественного процесса. Речь идет не только о зазнайстве, ячестве, индивидуалисти
ческом кокетничании, аполитизме и ан тиобщес та «ни оста пис ателе й.
Речь идет и о том, что многие и многие художественные произведения были проникнуты этим1 неува
жением к человеческой личности. Убеждением, что типический человек — это только и всегда мещанин, а коллектив — втда безмозглая толпа, было проникнуто огром
ное количество .весьма модных и популярных художественных произведений у нас и на Западе.
Вся деятельность Горького была направлена против этого, по существу, мещанского ив последнем счете безмозглого, индивидуализма писателей, против .индивидуализма, которым была .проникнута литера
тура той эпохи. Он восставал за уважение к человеческой личности, за культ человека.
В плане литературных Нравов, литературного быта завершением этой борьбы Горького были «Лите
ратурные забавы», имевшие такое значение для нашей советской литературной жизни. В плане литературно-критическом JVL Горький здесь не останавливался перед тем, чтобы выступить с критикой Толстого и Достоевского, не говоря уже о Сологубе, о Ремизове или,
одно .время лично близком ему, Андрееве.
В плане литературно-художественном это сказалось в том], что внимание Горького всегда было привлечено к большим типическим процессам!, характерным фигурам,
к синтезирующим образам, а не к исключительным,, необычным ситуациям и акст.роординарным положениям. В раскрытии личности типи
ческой!, массовой, характерной для данного класса было для Горыюого утверждение значимости каждой человеческой личности.
Горький счастливо дожил до тех дней, когда многомиллионный коллектив творческих личностей утвер
дил свою волю созидателей нового м ир а, где человек—творец, боец, об - повитель жмени, где человек расценивается не по тому, что он забрал у людей, а по тому, что он способен дать и дает коллективу. И по
чти полувековая борьба Горького против индивидуализма была од
ним из замечательнейших фактов в формировании такого человека, та
кого человеческого коллектива. Этот ан.теицдивииуализм Горького является одной из исключительных особенностей всей его эстетической системы. Унаследование этого ан
ти индивидуализма является одной из основных предпосылок художественной культуры социалистического реализма.
Центральный театр Красной армии. «Васса Железнова» А. М. Горького. Ф. Г. Раневская в роли Вассы.