Групповщина, представляющая собой превосходную питательную среду для проникновения всяческих враждебных влияний.
Ползучие гады троцкистско-зиновьевской контрреволюции, презренные аген
ты Гестапо пробирались всюду, в том числе и к вышкам литературы и искус
ства. Наши славные наркомвнудельцы разрушили осиное гнездо контрреволю
ции, но разве есть гарантии, что подлый враг, двурушничая, прячась в потайные
щели, не сумел еще сохранить себя от ударов пролетарской диктатуры? Пусть враги эти насчитываются единицами, но они должны быть выявлены и уничтожены.
Революционная, большевистская бдительность — это качество большевика в первую очередь, но это обязанность каждого честного гражданина, каждого честного художника, ибо нет, повторяем, никаких гарантий, что классовый враг не попытается использовать трибуну театра и литературы в своих интересах и те
перь. Острая, непримиримая, подлинно страстная большевистская критика должна разоблачать попытки врагов протащить в пьесу, литературное произведе
ние, критику, на сцену всяческие гнилые, антипартийные, контрреволюционные идеи, в каких бы частностях, нюансах, иногда едва-едва заметных, это ни вы
ражалось. Нужно научиться распознавать враждебные идеи и их авторов — врагов партии, врагов страны, врагов социализ
ма. Это не по плечу критике, плавающей в .море эстетского блаженства, критике
снобистской, гурмансгвующей, тонущей в океане собственного красноречия и самолюбования.
За туманом красивых фраз и формалистских ухищрений и оценок можно протащить какую угодно гниль. За дымовой завесой беспринципности и дип
ломатничанья легко скрыться какому угодно врагу. Величайшая классовая четкость, ясность, принципиальность, пар
тийность и бдительность — вот качества, необходимые нашей критике, без кото
рых она безоружна, без которых она не советская критика, не большевистская критика.
Одна из самых значительных и верных гарантий против проникновения в лите
ратурно-художественную среду врагов и враждебных идей — это широкая гласность, это широкое общественное обсуж
дение каждого произведения искусства, подлинная, резкая, большевистская самокритика. Там, где дело искусства и
литературы тВОритСя келейно, кружковым путем, в узкой среде, — там неиз
бежна «тихая заводь» и всяческая гниль.
Нигде, ни в какой стране, нигде и никогда в истории людям искусства, людям художественного труда не были предо
ставлены такие замечательные условия для работы, не была создана такая пре
красная обстановка для творчества, как у нас, в наше чудесное советское время. Оправдывают ли наши работники искусства то высокое доверие, которое ока
зали им партия и страна, те замечатель
ные условия, в которые они поставлены? Оправдывают ли они звание «инженеров человеческих душ», которое дал им гениальный Сталин? Далеко еще нет.
Вся художественная общественность присоединила свой голос к гневному голосу советского народа, требующего сурового суда и уничтожения всей контрре
волюционной мрази, всех причастных к троцкистско-зиновьевской банде убийц. Но- этого еще мало. Нужно дело, а дело художника — это его творчество. Дать такие произведения искусства, такие картины, такие спектакли, повести, романы, фильмы, и не единицами, а десятка
ми, сотнями, которые воспитывали бы трудящихся нашей страны и в -особенности наше подрастающее поколение в ду
хе советского патриотизма, величайшей любви к нашей родине, к социализму, глубокой преданности нашей партии, партии Ленина — Сталина, и любимому учителю, -вождю — товарищу Сталину! Вот обязанность наших художников, вот дело их чести! Вот в чем они могут и должны доказать, что они действительно «инженеры человеческих душ».
Гнусная банда убийц уничтожена, но борьба еще не закончена. Чем величественней успехи нашей страны, чем радостнее становится наша жизнь, тем от
чаяннее будут сопротивляться жалкие остатки вдребезги разбитого классового врага, жалкие остатки белобандитской контрреволюции и ее троцкистско-зиновьевских фашистских вожаков. Поэто
му выше бдительность, беспощадно бить и разоблачать классового врага любым оружием, в том числе и оружием искусства. Еще выше качество наших художе
ственных произведений, еще крепче
сплотимся вокруг нашей партии, вокруг ее славного Центрального комитета, во
круг вождя и учителя всего человечества, ведущего нас от победы к победе, — во
круг гениального, великого и любимого Сталина.