Эм. Бескин

Система дебютов

Т
еатральная афиша середины прошлого столетия ничем не напоминает современную афишу. В то время спектакль никогда не ограничивался одной пье
сой. Композиционными элементами спектакля были водевиль в начале («для съезда»), основная пьеса и во
девиль, а то и два в заключение («для разъезда»), антракты (так и
значилось в афише), дивертисменты. Обычно в бенефисный спектакль такая программа исполнялась пол
ностью от начала до конца. Позже к водевилю добавляли еще оперетту.
«Дела провинциальной антрепризы, — рассказывает в своих воспо
минаниях В. Н. Давыдов, — подчас окладыв ались так, что приходилось драматическому артисту участвовать в операх и в балетах, в оперетках и
в дивертисменте... Так, у покойного Медведева (медведевские антрепри
зы были по тем временам одними из самых культурных.—Э. Б.) в Каза
ни, в балете «Два вора» я изображал одного из воров, в опере «Жизнь за царя» танцовал мазурку и, не хвастаясь, скажу, каши не портил. В «антрактах» я являлся в самых раз
личных ролях. Антракты были в провинции длинные, продолжительные, и чтобы скрасить время, принято было в антрактах давать на авансце
не перед опущенным занавесом как бы своего рода интермедию, состоящую из чтения, пения, плясок, тан
цев и прочих номеров. Публика очень любила эти «антракты». Здесь она видела своих любимцев без грима, близко, притом видела их в самых различных жанрах. Я очень любил антракты. И чего только и в них ни делал! И анекдоты рассказывал, и романсы пел, и фокусы показывал, танцовал и польку и кан
кан». I i;
Актер не знал еще «специализации», не было такой диференциации в основных жанрах, как сейчас. Своей игрой актер вызывал слезы в драме и смех в комедии, водевиле и оперетте.
(Взаимоотношения между актером и школой отлично определил Ост
ровский, когда в год своей смерти был назначен начальником театрального училища при московском Ма
лом театре. «Задача театральных школ, — писал он в «Записке о те
атральных школах», — состоит в том, чтобы доставлять для сцены артистов, которым строгою подго
товкою дана возможность развивать свои способности и совершенствоваться. Школа дает артисту послушный материал, из которого он, руководствуясь непосредственным ар
тистическим чутьем, т. е. талантом, может создавать образы, полные художественной правды».
Замечательные слова! Школа необходима, без школы не станешь культурным .мастером, но одной школы мало: нужен талант, нужна одаренность. Наряду с школой нужны соревнования талантов. Одаренный человек должен обладать воз
можностью проявить себя на сцене. В организации театрального хозяйства у нас есть огромное преиму
щество перед капиталистическими
странами: у нас есть творческие коллективы вместо трупп, формиру
емых антрепренерами от сезона к сезону, а то (по-американоки) и о г постановки к постановке. С актер
ской «ярмаркой» и «набором» мы покончили.
Но когда коллектив театра каеГскво замыкается и не впускает к себе никого «с воли», когда он перерождается в группу «своих», покрывается броней «семейственности», такой коллектив ведет к за
стою, косности, самоуспокоенности, отсутствию самокритики. И в некоторых театрах, несомненно, нали
цо эта опасность. Причины к этому разные. В одних случаях это бывает, когда коллектив как тако
вой существует только формально и актеры превращаются в орудие постановочных экспериментов. Тогда от коллектива требуют, чтобы
он не .мешал «автору спектакля» (не литературному, а автору постанов
ки), чтобы все .кругом ходили на цыпочках, когда «мастер» разрабатывает, прорабатывает, отрабатывает спектакль. В расчет принима
ется все, кроме индивидуальности актера, его таланта. Здесь делается определенная ставка на актерскую обезличку. В других случаях беда заключается в «олигархии» ведущей группы, орудующей от имени кол
лектива. Эта группа может одних вознести, других, наоборот, стереть с лица репертуара. Нередко бывает, что весьма малозаметный актер или актриса начинают играть центральную роль в пьесе. На первых спек
таклях они не появлялись, но затем потихоньку начали действовать «внутренние» силы — и («сам» или «сама» милостиво допустили к дублированию актера или актрису, за
ведомо бесцветных, и посему явно с ними не конкурирующих. Такие исполнители, а их сейчас, к сожалению, в московских театрах не мало, не требуют ,ни печати, ни обще
ственного мнения . Наоборот, лишь бы кругом молчали, а они (бы игра
ли. За то тут *же, в том же театре,- могут быть фактически «сняты» ,с: роли актриса или актер с настоящими данными, имеющие все тгравз. па работу. В подобных случаях «свойрежиссер перестает вдруг «вйдеть
и «чувствовать» такого ай¥5рй ййн‘ - актрису. И таких «режиссеров» яйавать не трудно. Они (гораздо лучше
«Первый выход». Рис. Л. О. Пастернака