Народные артисты Союза ССР (слева направо): К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин
телен пример одного из тринадцати — талантливейшего Б. В. Щукина? Свое мастерство в полном блеске, так что оно приковало к себе внимание всей страны, он мог показать только тогда, когда пос
частливилось ему сыграть Егора Булычева. Не будь Булычева, не знали бы мы Щукина таким, каков он есть на самом деле, — в полный его творческий рост. Пусть же призывным кличем прозвучит постановление правительства и для нашей литературы, для наших драматургов.
* *
Правительство не только установило новое звание, но одновременно присвоило его тринадцати лучшим из лучших.
В этом блестящем, сверкающем соцветии — неисчерпаемое богатство творческой энергии великого
народа. Он создал и взрастил этих разных людей, каждый из которых так замечателен по-своему, так неповторим и вместе с тем единен со всеми остальными своими товарищами!
Основоположники, крупнейшие и старейшие мастера МХАТ СССР им. Горького открывают список тринадцати народных артистов Союза ССР.
И первый из лучших — Константин Сергеевич Станиславский.
«До глубины души растроганный новыми знаками внимания и поощрения, я выражаю самую сердечную и искреннюю благодарность Союзу ССР и дорогому И. В. Сталину, лучшему другу артистов и теат
ра. Хочу скорее выздороветь, вернуться к работе, чтобы передать молодежи всех народов, населяющих СССР, весь опыт и знания, приобретенные за долгую жизнь».
Константин Сергеевич удивительно удачно выразил в этом своем отклике на постановление прави
тельства самую дорогую для нас, самую яркую свою черту: неувядающую молодость его души, творческий неугасимый порыв его гения, тот пожар, который всегда иопепеляет душу истинного художника: вперед и только вперед, не останавливаясь на достигнутом, но отрицая его во имя лучшего и большего...
Нет второй такой книги в истории театра, как «Моя жизнь в искусстве», неповторимы ее предельная искренность и страстность, ее беспощадная су
ровость к себе, ее влюбленность в искусство, но не ради него самого, а ради той великой службы, какую несет оно человечеству.
И книга эта потому так властно приковывает к себе читателя, что в ней действительно выражена жизнь в искусстве К. С. Станиславского. Его искрен
ность, его страстность, его вечные поиски, его уменье на каждый успех и победу отвечать неумоли
мым вопросом: а разве нельзя было сделать еще лучше? Его уменье из самых больших неудач и твор
ческих поражений выходить победителем, обогащая себя и искусство новыми знаниями, пониманием того, что вчера не далось, но сегодня будет сделано...
К. С. Станиславский — настоящий рыцарь, без страха и упрека, нашего театра! Он всегда в бою! Его большая красивая, кристально-прозрачная жизнь
в искусстве и для искусства — подлинный образец для каждого мастера, для каждого деятеля театра.
Неувядаемо молод и славный соратник К. С. Станиславского— Владимир Иванович Немирович-Данченко. Секретом владеют эти замечательные люди, своей жизнью отрицающие старость, секрет их — в неразрывной связи с искусством, в глубочайшей преданности ему. В. И. Немирович-Данченко неуто
мим; сцена МХАТ, равно как и его филиала, оперное искусство не в меньшей мере, чем драматическое, и наряду с ними балет—для всего хватает у него творческой энергия, всюду вносит он свой неудержимый задор, свою неиссякающую выдумку, свою гигантскую театральную культуру.
Василий Иванович Качалов! Обаяние прекрасной человеческой личности захватывает зрителя с первой же секунды, когда появляется на сцене Качалов. Он велик в каждом своем перевоплощении, «о он всегда
человек, настоящий, подлинный, в каждом образе, при всем их разнообразии и неповторимости.
Так же близок и дорог миллионам зрителей Иван Михайлович Москвин, создатель блестящей галлереи образов. Он многогранен, как подлинный актер, как лучший из лучших в мхатовской плеяде, а его мягкий, теплый юмор, пронизывающий его творчество, создает его индивидуальный творческий облик и
снискал ему горячую любовь среди самых широких масс.
На лучших страницах истории русского театра записаны имена Екатерины Павловны Корчагиной- Александровской и Марии Михайловны Блюменталь- Тамариной. Актрисе на русской сцене издавна принадлежит почетное, но и трудное место. Работа русской актрисы в прошлом всегда была близка к подвижничеству.
Но как ни трудно было работать, русские актрисы, лучшие из них, творили большое дело. Носительницами и продолжательницами лучших традиций рус
ских актрис являются Екатерина Павловна и Мария Михайловна. Опыт многих десятилетий они вот уже
почти 20 лет используют для новых творческих свершений на сцене советского театра, и творимые ими образы заслуженно считаются одними из наиболее удачных созданий советской сцены.
Уровень вокального и актерского мастерства на нашей оперной сцене все еще невысок: не выросли
молодые мастера, достойные продолжатели лучших традиций и одновременно строители нового, советского оперного театра. Здесь мы отстаем, мы плохо учим новые кадры.
А между тем продолжают активно работать и творить старые мастера, они еще в расцвете сил.
Антонина Васильевна Нежданова, выдающаяся оперная актриса, украшение советской сцены, при
несла с собой культурное наследие старого театра, самой замечательной представительницей которого
она по праву считается, и развернулась и расцвела на советской сцене.
Ее театральной культуре, ее умению работать над
собой, ее изумительному сочетанию вокальных и