И. Сергиевский

Перед пушкинским юбилеем

М
ЕНЕЕ полугода отделяет нас от знаменательной даты 10 февраля 1937 г. — того дня, когда наша страна будет отмечать столетие со дня смерти Пушкина. Уже сейчас с полной уве
ренностью можно говорить о том, что юбилей этот .примет характер грандиозно,го всенародного празднества, в котором примут горячее и живое участие са
мые широкие массьг. Выпускается ряд новых изданий сочинений поэта, начиная самыми солидными и фундаментальными, типа академического, и кончая массовыми брошюрками со стотысячными тиражами. Значительные кадры наших литературоведов активно трудятся над разработкой биографии и творческого наследия Пушкина, Изобразительные искусства, музыка, театр, кино, — трудно назвать такую область кульгурной жизни Советского союза, которая не была бы так или иначе затронута этой подготовительной работой. Едва ли не каждый, день газеты: приносят известия о пушкинских вечерах, лекциях, конференциях, проводимых в колхозах, на предприятиях, — и в этом одна из самых характерных и примечательных черт .готовящегося празднества, резко отличающая его от пушкинских юбилеев 1887 г., и 1899 г.
К сожалению, несмотря на очень широкие масштабы юбилейной подготовки, все еще мало делается для, того, чтобы понять значение пушкинского наследия, не только как крупнейшего, явления ‘нашего исторического прошлого, во и как факта нашего настоящего, как громадной художественной силы, активно, действующей в нашу эпоху, органически участвующей в вашей борьбе за кудожественаую культуру бесклассового социалистического, общества.
Из иллюстраций Сарры Шор к «Пиру во время чумы» А. С. Пушкина
Между тем, значение это поистине неизмеримо. В частности, относится это к творческому наследию Пушкина-драматурга. Это наслвдйе очень поЛно тгзуче
но сО стороны текстологической, детально выяснена история создания крупнейших драматических произ
ведений Пушкина, установлены их литературные ис
точники, Но вопрос о творческом методе пушкинской драматургии все еще ОстаеТся не разработанным во всёй его слежности; тем более — вопрос о значении драматургических исканий Пушкина для нашей драматургической практики. А совершенно очевидно, что эти-то именно вопросы и являются inepiB,осте,пенными.
Та эпоха, в условиях которой формировалась творческая индивидуальность Пушкина, в истории русской литературы вообще, I» в истории литературы драматургической, в частности, была эпохой критической, переходной. Классическая трагедия, почти полвека безраздельно царившая на театре, агонизировала. Если она и держалась еще на сцене, то держалась ис
ключительно мастерством актеров, воспитанных на трагическом жан.ре. Это .совершенно правильно отме
чает в своей летописи русского театра Арапов. Это вполне ясно чувствовал и Пушкин, писавший на рубеже 20-х годов, что «говоря о русской трагедии, го
воришь о Семеновой, и, может быть, только о ней».
«Она у.кра1сила несовершенные творения несчастного Озерова, — пишет Пушкин дальше, — и сотворила роль Антигоны и Мойны; она одушевила измеренные строки Лобанова; в ее устах понравились нам славянские стихи Катенина... В пестрых переводах, со
ставленных общим силами и которые, по. несчастью, стали нынче слишком обыкновенны, слышали мы одну Семенову, и гений актрисы удержал на сцене все сии плачевные произведения».
Несколько более стойко держалась на театральных подмостках классическая комедия, но и она: явно хирела и близилась к распаду.
Этот пережтаемый Современной ему драматургией кризис Пушкин, сам заядлый театрал, .всегда живо интерес о.вasши.йс.я драматургической и театральной куль
турой эпохи, ощущал достаточно ’остро.. Те ,в высшей степени робкие и неуверенные попытки ревизии клас
сических канонов, которые его современники Связывали с драматургической деятельностью .Озерова!, его решительно -не удовлетворяли. Его отношение к Озерову. его трактовка озеровского новаторства, как новаторства совершенно мнимого, — вое это общеизвестно.
Очень рано, еще в период южной ссылки, он начинает практически работать в области драматургии, но пока без особого успеха. Помадимо,му, он чувствует, что пути преодоления классической традиции еще ему не ясны, и в результате его ранние опыты в этом направлении -остаются неосуществленными. Многочис
ленные программы, планы, черновые наброски — единственное сохранившееся свидетельство о напряженном внимании Пушкина к судьбам современной драматургии и ю напряженной работе, в разное время возобновляемой им в этой области.
Дальнейший толчок этой работе дало знакомство с дискуссиями, развертывавшимися в это воемя в драматургической литературе Запада, и в первую, быть может, очередь — знакомство с Шекспиром. Если исчерпанность (художественных возможностей классической драматургам была ясна для него прежде, то знакомство с Шекспиром помогло ему четко ссо