Серго Амаглобели

Театр им. Руставели

в Москве

Г
РУЗИНСКИЙ народный театр—театрализованные празднества и игрища — насчитывает многовековую давность. По историческим данным, грузинский актерский театр существовал уже в XII в. В летописях XVII и XVIII вв. встречаются упоминания о Театр-ион и!,; в мотором зрителям показы
вали сцены, изображавшие -споры между царем-поэто-м Теймуразом и Шота Руставели.
Датой -возникновения современного грузинского театра считается 1850 г., когда на грузин-окой сцене п-оавилась комедия Г. Эристави «Раздел».
В условиях национального гнета и преследований великодержавно
го режима грузинский театр сплотил вокруг себя лучших представителей национальной интеллигенции, стал выразителем чаяний передовой грузинской общественности. В театре ставились произведения не только грузинских авторов) но и классиков русской и ин-остраняой драматургии: Гоголя, Грибоедова, Островского, -Сухо-во-Кобылина, Че
хова, Шиллера, Шекспира, Гюго, Мольера, также Софокла, Эсхила и Эврипида.
Выдвинулся ряд крупных драматургов, из которых Г. Эристави, 3. Антонов, А. Цагарели, А. Церетели по сей день остаются классиками грузинского театра.
Грузинская -сцена узнала -и блестящих актеров, как Васо Абашид
зе, В. Гуния, Ладо Месхишвили, Котэ Месхи, Е. Ме-схи, Н. Цага-рели- Габунияи Мажо ‘Сапарова-Абашидзе, Нин-о Чхеидзе, Е. Чер-кезишвили, А. (Им-едашв-иди -и др.
Стиль дореволюционного грузинского театра формировался под
влиянием трех театральных школ— французской школы Мунэ-Сюлли, школы Малого- театра и ‘школы МХАТ. Наиболее- ярко- в грузинском театре сказалась линия реализма и романтизма, родственная стилю Ма
лого театра. В предреволюционны-е годы в связи с появлением в Гру
зии ряда режиссеров, воспитанных Московским Художественным театром, усилилось влияние мхатовской школы.
Театр им. -Руставели возник в 1920 г. в период кратковременного существования в -Грузии меньшевистского правительства. «Один ба
летный номер предпочитаю всему рр-узинекому театру», — сказал представителям нового театра меньшевистский министр просвещения.
Лишенный государственной помощи и не придержи,в ав-шийся опре
деленной идейной и художественной линии, театр им. Руставели включил в свой коллектив предста
вителей разных театральных школ и поколений. Репертуар театра -составляли несколько классических пьес мировой драматургии и пьесы националистического характера, по
казывающие «величие» феодальной Грузии, осуществляемые то в плане ходульно-романтического театра, то чисто натуралистически. Такой те
атр, -естественно, не мог встретить сочувствия -в широких массах и влачил жалкое существование.
С установлением в Грузии советской -власти -начинается ‘Возрождение -грузинского театра. Начало было -положено постановкой «Овечьего и-ст-оч-няка» в театре им. Руставели, осуществленной в 1922 г. режис
сером Котэ Марджанишвили. При поддержке партии, советской вла-стя и общественности театр им. Руставели под руководством Котэ Мард
жанишвили -перестроил в-сю с-во-ю работу. Театр исключил из -своего р-епергу-ара все националистиче
ские пьесы и занялся постановками лучших произведений грузинской, русской и иностранной классики, нар-яду -с -пье-сами революционной драматургии этого- -периода.
Принципы -синтетического театра, полаженные режиссером Котэ Мар д ж а ни ш н или в основу творче
ской работы .р-у-ста1велыцев, привели к тому, что -один и тот же актерский коллектив с равным успехом играл трагедии и оперетты-, ге-роиче-окие драмы -и комедии, бытовые пьесы и -пантомимы, и это -содействовало выдвижению -целой -плеяды молодых талантов.
Театр им. Руставели выдвинулся в один ряд с лучшими -советскими театрами. В 1922—1926 -гг. -под руко
водством Котэ -Марджанишвили театр п-ок.азал (блестящий расцвет артистических сил, добился небыва
лого -в грузинском театре р-о-ста культуры- спектакля, выдвинул не только -актеров, -но и талантливых режиссеро-в, художников, драматургов, композиторов. Однако -репертуарная линия театра -была- нечет
кой. Наряду с лучшими образцами классической и революционной драматургии появились экспрессионистские и мистические постановки.
(В 1926 г. во -главе театра им. Руста-веди становится режиссер А. Ахметели. -Под влиянием -советской общественности театр показал ряд пьес растущей -советской драматургии. Ио основная линия руко
водства -театра -ориентировалась на идеологию (националистической интеллигенции, которая толкала театр
Грузинский гос. театр им. Руставели. «Осенние дворяне». Наp. арт.
Союза ССР А. А. Васадзе — Дариспан
к иска-нию национальной формы как самоцели, влекла к романтизации прошлого, к исканию неизменного биологического -ритма «насто
ящего -грузина», якобы как основы грузинского театрального стиля. Советская общественность и кри
тика не ра-з указывали руководству театра им. Руставели -на -враждебность и ошибочность вэят-ой им творческой линии, но руководство осталось -гл-ухо к этим указаниям и -привело театр к полному отрыву от ма-с-с. -В результате театр оказался в творческом тупике.
Новому руководству театра им. Руставели пришлось -перестроить всю -работу театра; в репертуар бы
ли включены -грузинские иье-сы «Арсен» и «Осенние дворяне», ук
раинская «Платон Кречет» и начата была работа над «Отелло».
Театр им. Руставели показал московской -общественности -свои новые работы — «Арсен» и «Осенние дворяне».
Грузинский народ создал блестящую поэму -о -своем народном герое, Ар-сене Одзелашвили, в начале про
шлого столетия восставшем против грузинских помещик ов и -царских чиновников, в-оопел мужество, благородство, храбрость Ар-сена. — грозы помещиков и защитника бедняков.
Встретив нищего в пути, Даст ему свою сорочку. Отнимает у богатых,
Бедняка-м добро дарит. (Пер. В. Г апринда-швили)
Так говорит на-р-од о ов-оем герое. -Известный -поэт Сандро Шаншиашвили в своей -пьесе «Ар-сенпоказал не только образ народного героя-, но и вскрыл сложный социально-политический конфликт. Са