ФЕВРАЛЯ 1943 Г.

ПЯТНИЦА
№ 41 (5789) Цена 20 коп.

Близится XXV годовщина героической Красной Армии, освобождающей нашу родную землю от гитлеровских разбойников. Труженики тыла—участники Всесоюзного социалистического соревнования — встречают этот славный

юбилей новыми производственными успехами на заводах и фабриках.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 18 февраля

18 февраля в Орловской области ниш войска овладели районным центром и железнодорожной сталией Запегощь, крупными населён
ными пунктами Покровское, Верхняя Сосна.
Западнее Ростова на Дону наши войска, продолжая развивать пастушве, заняли ряд населённых пунктов, в том числе районный центр Матвеев Курган.
В районе Краснодара наши войска заняли районный центр и же
лезнодорожную станцию Северская,
крупные населённые пункты Стзрогепичковская, Смоленская, Азовская.
На других участках фронта наши йска пели бои на прежних- направлениях.

П февраля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 100 автомашин с войсками и грузам, подавлен огонь 20 артилле
рийских батарей, взорвано 2 склада йоепрппасов, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
Западнее Новошахтнпска наши войска продолжали успешное наступление и заняли 60 населённых пунктов. Противнику нанесены тя
жёлые потери. Только одно наше механизированное соединение унич
тожило свыше ьооо и взяло в плен 1.500 немецких солдат и офицеров.
1 Огремясь остановить продвижение г наших войск, немцы спешно форми
руют новые части н соединения.
Серьёзные потери наши войска нанесли одной немецкой пехотной дивизии, в большей своей части уком
плектованной ранеными солдатами и офицерами, доорочно выписанны
ми из лазаретов, а также солдатами команд тагайрогского и других аэродромов.

Юго-западнее Ворошиловграда паши войска успешно продвигались вперёд и овладели рядом населён
ных пунктов. Части Н-ского соеди
нения в ожесточённых боях с противником подбили н сожгли 10 вра
жеоких танков и 2 бронемашины. Захвачено 37 автомашин, 7 миномётов и другие трофеи.

В районе Краматорская наши войска продолжали наступление. На одном участке советские подразделения продвинулись вперёд и ист
ребили до 400 немецких солдат и офицеров. На другом участке отра
жена контратака пехоты и танков противника. В городе Славянске наши бойцы захватили 2 склада с го
рючим, склад -с обмундированием, склад с боеприпасаци и много различного военного имущества.

Севернее Курска наши войска вели наступательные бои. Подвижная группа Н-ского соединения прорвалась в тылы противника, продви
нулась вперёд на 15—20 километров и захватила несколько населён
ных пунктов. На другом участке Н-ская часть за два дня боёв унич
тожила до 500 и захватила в плен 30 немецких солдат и офицеров. За
хвачены трофеи, в числе которых 18 орудий, 50 пулемётов, 400 винтовок л автоматов, 2 танкетки, 34 автомашины и радиостанция.
Партизанские отряды имени Тойво Антикайнена и имени Чапаева, действующие в одном из районов Карело-Финской ССР, внезапно на
пали на гарнизон белофиннов. Сняв часовых, партизаны бесшумно ворвались в населённый пункт. В ре
зультате боя гарнизон противника был разгромлен. Советские патрио
ты истребили более то вражеских солдат и офицеров, уничтожили 2 пушки, дальнобойное орудие, взорвали 2 склада боеприпасов и сожгли продовольственный склад.

Пленный командир 44 немецкой пехотной дивизии генерал-лейтенант Дюбуа заявил: «Я был взят в плен на командном пункте 131 пехотного полка вместе с подполковником Вальтером и другими офицерами. Борьба за Сталинград длилась слишком долго, и у нас похвалило резервов. Мы предполагали, что рус
ские будут зимой наступать, но ни
кто, конечно, не думал, что Красная Армия сможет окружить и разбить одну из самых сильных немец
ких армий. Разгром и уничтожение 0-й армии — это большая трагедия.
В прошлом году, после отступления немецких войск - из-под Москвы, у нас тоже было очень подавленное настроение. Поражение иод Сталин
градом — это несравненно более тяжёлый удар, который скажется на ходе военных действий. ]£огда я принял 44 дишпию, она насчиты
вала около 17 тысяч человек. При мне четыре раза прибывали значительные пополнения. Перед окружением дивизия насчитывала до 13 тысяч человек. Нее они либо пали
в сражениях, либо взяты в плен».

Весть о том, что Красная Армия 16 февраля заняла город Харьков, обошла весь мир и проникла -в самые отдалённые уголки земного шара. Это известие передавало боль
шинство радиостанций мира, его напечатали газеты почти всех стран. Только немецкое командование еще не сообщило о занятии Харькова советскими войсками. Гитлеровские очковтиратели продолжают сочи
нять сказки о боях, которые, якобы, всё ещё происходят в Харькове. Германское информационное бюро в ночь на 18 февраля, например, сообщает, что «ожесточённые уличные бои в Харькове продолжаются и сейчас. Большая часть города охвачена огнём. Другие части города то
же совершенно непроходимы для обеих сторон...». Всё это сообщение гитлеровцев является вздором чи
стейшей воды. В освобождённом Харькове сейчас нет никаких боев. Наступающие части Красной Армии
оставили позади себя Харьков и продвигаются вперёд.
Потерявшие голову гитлеровцы не решаются сказать правду. Они
боятся ошеломить немецкий народ, ещё неоправившийся от последних ударов, и хотят исподволь подготовить его к мысли о потере Харь
кова. Вот для чего Берлину пона
добились легенды о «непроходимых улицах» и о продолжающихся якобы в Харькове уличных боях.

РАЗВЕДКА БОЕМ

Утреннее сообщение 19 февраля

В течение ночи на 19 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
другом участке окружены и уничтожены две роты вражеской пехоты.
Западнее Ростова на Дону пагап войска с боями продвигались впе
рёд. Наши части выбили гитлеровцев рщё из ряда населённых пунктов. Пленные немецкие солдаты и офицеры сообщили, что в последних боях разгромлена 403 немецкая ох
ранная дивизия, укомплектованная полицейскими и жандармами и недавно введенная в действие. Остатки разбитых частей дивизии в бес
порядке отступают; под ударами наших войск.

В районе Ровеньки наши части продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. В бою за один из рабочих посёлков захвачено 7 орудий, 5 крупнокалиберных пулемётов, 7 тягачей, 15 повозок с грузами и 17 автомашин. На
В районе Краматорская на одном участке гитлеровцы предприняли контратаку, но были отброшены с большими для них потерями. На иоле бон остались 6 сгоревших не
мецких танков и до 200 вражеских
трупо-в.

Западнее Харькова, на участке Н-ской части, гитлеровцы бросили в контратаку остатки двух пехотных полков, поддержанных 20 танками. Огнём из пехотного оружия совет
ские бойцы сковали гитлеровцев и заставили их залечь. В это время два наших моторизованных подраз
деления ударили по противнику с флангов и тыла. Потеряв убитыми до £00.солдат и офицеров, немцы быстро отступили. Захвачено 7 танков, 4 самоходных орудия, 12 пуле
мётов, 2 шестиствольных миномёта и 19 автомашин с боеприпасами. Взяты пленные.

Севернее Курска расти Н-ского соединения заняли 10 населённых пунктов и захватили 8 орудий, 20 мотоциклов, 170 велосипедов, 2 склада боеприпасов и другое военное имущество.
Комсомольцы Н-ского завода столицы встали на вахту в честь XXV годовщины Красной Армии. Соревнуясь друг с другом, молодые стахановцы отдают все свои силы борьбе за повышение- производитель
ности труда и увеличение выпуска продукции. На снимке: бригадир комсомольской бригады токарно-резольверного цеха Н. Васин, выпол
няющий нормы на 400—600 процентов; справа — мастер участка
Л. Дронова. фото л. СМИРНОВА.

МАСТЕР ЗУЕВ И ЕГО КОЛЛЕКТИВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 19 (Спец. корр. ТАСС). Танки мчались на полном ходу. К их броне прижались разведчики в белых маскировочных халатах. Была ночь, во
круг царило безмолвие. Танки уже прошли через проложенные нашими сапёрами проходы во вражеских минных полях и приближались к
траншеям противника. Небольшой десант имел «задачу провести разведку боем, выяснить систему вражеской обороны, расположение огневых средств и захватить «языка».
Каждый боец хорошо знал свою задачу. В успехе разведки всё были
уверены ещё и потому, что в ней участвовал лучший разведчик части Белов, который ещё ни разу не возвращался без результата. Белов на
граждён двумя орденами Красной
Звезды и медалью «За отвагу». Это он, забравшись однажды в тыл к противнику, уничтожил 30 гитлеровцев, взорвал 4 автомашины и за
хватил ценные документы. Находясь другой раз в разведке, он взорвал
3 вражеских ДЗОТ’а, 2 блиндажа, перерезал связь и опять принёс ценные документы.
По разведчику Белову старались равняться и его боевые товарищи: Дмитриев, Гаврилов, Соколов, Сорокин и другие, которые сейчас рядом с ним на броне танка.
Бросок наших машин был для противника полной неожиданностью Немцы не успели даже открыть
бу. Отдельные бомбардировщики начали пикировать на позиции зе
нитных батарей, стремясь подавить их огонь. Но и из. этого ничего не вышло. Зегаитчики продолжали бой.
В итоге короткой схватки было обито 12 немецких бомбардировщиков и один подбит. Другие самолёты, сбросив свой груз куда по
пало, в беспорядке рассеялись. В этом бою особенно отличились ба
тареи, которыми командует майор Анисимов. Они сбили 8 самолётов противника.
Отряд украинских партизан, взаимодействуя с наступающими частя
ми Красной Армии, устроил засаду на шоссейной дороге. Ружейно-пуле
мётным огнём партизаны истребили цо 200 гитлеровцев, в беспорядке отступавших под ударами советских войск. На другой шоссейной дороге партизаны этого же отряда захватили 235 лошадей, 130 винтовок, несколько пулемётов и миномётов.

Отступая через деревню Новоселовка, Курской области, немецко-фашистские мерзавцы ограбили мир
ное население. Всё, что нельзя было унести с собою, мародеры портили и приводили в негодность. Группа гитлеровцев ворвалась в дом колхозни
ка Дмитрия Сереико, схватила его 15-летнего сына и учинила над ним ев! рскую расправу. Бандиты подож
гли дом колхозницы Евдокии Лели
ной. Когда колхозница и ее дочь Зоя выбежали из горящего дома
фашистские изверги расстреляли их из автоматов.

Французские вольные стрелки
Шалон-Сюр-Саон организовали крушение воинского эшелона с немец
кими солдатами, направлявшегося на советско-немецкий фронт. Крушение произошло па полной скорости. Убито более 250 гитлеровцев
Количество раненых немецких сол
дат и офицеров в несколько раз превышает число убитых.
Н-ский завод получил срочное задание—выпустить несколько боевых
машин. Основные качества новой машины — непроницаемость, проч
ность, упругость — зависели от сборки одного важного узла.
Добрую славу завоевала, на. этом предприятии мастеровая тов. Зуева. Сам мастер, его бригадиры Гусев и Новожилов, молодёжь, хорошо обученная старыми производственниками, известны всему коллективу как энтузиасты труда.
Начальник ведущего цеха тов. Межерецкий йьгавал тов. Зуева и сказал, поручай ему задание:
— От тебя и твоих людей зависит своевременный выпуск машин.
Мастерская только-что закончила одну срочную работу, люди двое суток не уходили из цеха,- но Зуев ответил:
—Коллектив наш обещал в честь 25-й годовщины Красной Армии выполнять все заказы фронта дос
рочно. Даю слово за себя и своих товарищей: будет сделано к утру.
огонь, как разведчики вскочили в траншею. Потребовалось несколько минут, чтобы немцы пришли в се
бя. Но этого было достаточно, чтобы Белов успел перерезать связь, бро
сить две гранаты в ближайший ДЗОТ и взорвать его, заметить при
таившегося немца и захватить его в плен. Другой разведчик — Гаври
лов—за эти несколько минут также успел уничтожить вражеский ДЗОТ.
Услыхав шум, из блиндажа вы
скочил обер-ефрейтор. Разведчик Дмитриев пропустил гитлеровца ми
мо себя и, когда тот повернулся к нему спиной, оглушил его прикладом и быстро связал.
Так буквально в течение 2—3 минут было взорвано несколько ДЗОТ’ов и захвачено 2 «языка». 3 это время разведчики Наумов, Фадеев, Буков и Роговой наносили нэ карту расположение вражеских
ДЗОТ’ов, блиндажей и огневых точек.
Из глубины обо-роны противника, услышав взрывы и стрельбу возле блиндажей, открыла огонь артилле
рия. Этого с нетерпением ожидали
разведчики-артиллеристы. Они в свою очередь засекли расположение немецких орудий.
Отлично выполнив задание, разведчики без потерь вернулись в свою часть.
Е. Ратнер.

ОРУЖИЕМ ВРАГА

Мастер точно сверил детали по чертежам, проверил конструкции нового агрегата и определил, что некоторые процессы сборки необходимо изменить. Зуев. Гусев и Но
вожилов ответа 3 часа, на освоение новых процессов н оснастку стан
ков. Производственники заменили пропилку вручную обработкой на. радиальном станке, вместо сверлов
ки умело использовали кондуктора, что .в три раза ускорило процессы обработки. Через 3 часа коллектив мастерской приступил к работё.
Слесарь Гусев руководил основной обработкой деталей, Новожилов — оборкой. . На предварительную обработку и сварку были постав
лены молодые рабочие. Всё было организовано так, чтобы каждый участок мог обеспечить ритмичзгую работу другого. Коллектив месте.р-
ежой работал всю ночь, не тратя впустую ни секунды времени. К утру узел был собран.
Фронт во-время получил боевые машины отличного качества.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19. (Спец. корр. ТАСС). За время оте
чественной войны старший сержант Хвойнов прошел в общей сложности 300 километров по минным полям противника, обезвреживая их для наступления пехотинцев.
Недавно Хвойнов блестяще использовал против немцев созданное ими минное поле. Произошло это так. Ночью противник минировал один из участков фронта, где он
ожидал наступление наших войск. Хвойнов со своим подразделением рано утром незаметно перенёс уста
новленные немцами мины туда, где вероятнее всего противник мог предпринять контратаку.
Расчет оправдался. Немцы,..,,, стре

Почин мотористки

На обувную фабрику Ленинградского райпфомтреста Анастасия Тишкина пришла несколько меся
цев назад ученицей. Сейчас тов.
Тишкина—одна из лучших стах&новок-мотористок. Её выработка — больше 2 А норм в смену.
Недавно на фабрике состоялся митинг, посвящённый сланным победам советских войск на фронтах отечественной войны. Молодая работница, выступая на митинге, при
зывала своих подруг ещё лучше работать для фронта, хорошо изучить свой станок.
На призыв подруги горячо откликнулись мотористки Новикова, и Шумилова. Обе работницы во вне
урочное время прошли повышенную программу техминимума, прекрасно изучили мотогр и сейчас намного повысили свои показатели.
Подхватили хороший почин молодой мотористки также рабочие и работницы других профегсий. Закрой
щицы Кузьменкова и Мироненкова обучились у мастера Ильина раскраивать праву несколько заготовок.
мясь задержать продвижение наших войск, бросили во фланг наступаю
щей части свои танки с десантом автоматчиков. Это было как раз на том участке, куда Хвойнов перенёс немецкие мины. Впустив вражеские машины на середину минного поля, сержант включил контакт. Все 6 танков противника подорвались. Не
мецкие автоматчики, пытавшиеся спастись бегством, также были унич
тожены взрывами мин. Немецкая контратака провалилась в самом зародыше. И, наоборот, ^спехом увенчалась атака советских войск. Воп
реки ожиданиям врага, наши бойцы
прошли именно там. где немцы меньше всего этого ожидали, надеясь на своп минные поля.
чем значительно повысили свою выработку.
Обутщик с 25-летним производственным стажем — наклейщик Виноградов принял новое обязательство: в месячный срок выпустить брига
ду квалифицированных затяжчиков из учеников. Раньше все операции по затяжке вручную делал один ра
бочий. Виноградов разделил процесс на несколько операций, что значи
тельно облегчило труд. Молодёжноученическая бригада, руководимая наклейщиком, в скором времени стала выполнять полторы, а затем и две нормы. 280 процентов зада
ния — таковы производственные, показатели самого Виноградова.
Большой производственный под’- ём лучших людей коллектива обеспечил ритмичную работу всего предприятия. План января фабрика вы
полнила доорочно. Сейчас коллектив успешно борется за выполнение обязательств, взятых в честь 25-й годовщины Красной Армии,—к 23 февраля закончить двухмесячную про
грамму. Предприятие идёт на два дня впереди графика.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Хорог, секретарю Горно-Бадахшанского обкома КП(б) Таджикистана товарищу Прищепа, председателю исполкома Облсовета депутатов трудящихся Горно-Бадахгаанской автономной области товарищу Шадманову; Завод 172 имени В. М. Молотова — пар
торгу ЦК ВКП(б) тов. Сюндюкову, зам. председателя завкома тов. Путилову, комсоргу ЦК ВЛКСМ тов. Попову, стахановцам тт. Куз
нецову, Шиловой, Фукаповой, Горбунову, Цепищеву, Тарасову; Свердловск, секретарю Свердловского обкома ВКП(б) товарищу Андрианову; Барнаул, секретарю Алтайского крайкома ВКП(б) товарищу Лобкову; Председателю Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Г-НК СССР тов. Кафтанову, председателю Центрального комитета профсоюза работников высшей школы и науч
ных учреждений СССР тов. Данилову; Колхоз «Красная Чувашия», Янтиковокого района, Чувашской АССР, начальнику политотдела Янтиковской МТС тов. Чернову, председателю колхоза тов. Иванову; Магадан, начальникуДальстроя тов. Никишову, начальнику по
литуправления Дальстроя тов. Сидорову, председателю окружкома профсоюза тов. Троицкому, секретарю горкома ВКП(б) тов. Белову, секретарю горкома ВЛКСМ тов. Красовской, зам, начальника Дальстроя тов. Егорову; Н-ская воздушная армия — товарищам Науменко, Алексееву; Н-ская зона ПВО — товарищам Полякову, Степанову, Дементьеву; Н-ская армия — товарищам Курочкину, Панко
ву, Шабанову, Малову; г. Москва, Народному комиссару морского флота Союза ССР товарищу Ширшову, начальнику Политуправления Наркомморфлота СССР товарищу Белахову; гор. Кизел, секре
тарю Кизеловского горкома ВКП(б) тов. Устинову, председателю
исполкома Кизеловского городского Совета депутатов трудящихся тов. Фукапову; Колхоз «Янги Юль» Ширабадекого района. Узбекской OOP. председателю колхоза тов. Махманазарову; Москва, Кра
снопресненский район, секретарю комсомольской организации 110-й школы тов. Дмитриевой Юлии, начальнику штаба дружины юных пионеров тов. Гахович Вадиму, секретарю комсомольской организации ЮЗ-й школы тов. Тофт Инне, председателю ученического ко
митета 103-й школы тов. Ермолиной, пионерам-школъникам: 103-й школы Нине Гопйковой, Лене Ватутиной, Изотовой, 110-й школы Сергею Брисиловскому; Колхоз «Жаналык», Ленинского района, Се
веро-Казахстанской области, председателю колхоза tor. Тимербаеву Тюпеген; Колхоз «Красный Восток», Панфиловский район, Алма- Атинской области, Казахской ССР, председателю колхоза тов. Голоаацкому Николаю Никитичу; Н-скне пограничные войска — товарищам Мышкину, Спиридонову.
В ОСВОБОЖДЕННОМ ХАРЬКОВЕ. Дом госпромышленности. Части Красной Армии проходят по площади имени Дзержинского.
Снято 17 Февраля 1943 г. спец. фото корр. топтаном Ф. Левшиным. Снимок доставлен на самолете, пилотируемом старшим лейтенантом В. Докукиным. («Красная Звезда»).

СБИТО 12 ВРАЖЕСКИХ

БОМБАРДИРОВЩИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19. (Спец. корр. ТАСС). Ha-днях немецкая авиация попыталась наше
сти внезапный маооирояашный удар по боевым порядкам одной нашей пехотной части. Драже сжио бомбжрдеровщики шли сомкнутым строем двумя последовательными волнами. Б нервом эшелоне было 27 самолё
тов и во втором — 29. Их гфикрмвала большая группа истребителей.
Но советские зенитчики были напеку н встретили противника дру
жными залпами. Перед немецкими самолётами выросла плотная огнепая стгна. Краг заметался по не

В честь XXV годовщины Красной Армии

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ