Вчера в Центральном Доме Красной Армии открылась выставка «Красная Армия в борьбе с немецко-фа
шистскими захватчиками». На снимке: в судном из залов выставки. фото л. Смирнова.

Красная Армия

и изобразительное искусство

КРАСНАЯ Армия — плоть от
плоти советского народа. Пройденный ею велшк.ий героический путь поистине не знает себе равных в истории. На всех этапах своего боевого ooBeipineiHCTBoiBamiH и борьбы Красная Армия вызывала огром
ное восхищенно нашего народа. Мы гордимся своей Армией.
Красная Армия постоянно вдохловляет советских художников на создание больших и значимых произведений.
Более того. Наливая с 1923 года, Красная Армия является не только вдохновителем советских художников, но и их творческим организа
тором. Художественные выставки, устраиваемые Реввоенсоветом и
позднее—Политуправлением РККА к дням пятилетия, десятилетия, пятнадцати- и двадцатилетия Красной
Армии и Военно-Морского Флота, способствовали появлению многочи
сленных произведений советского изобразительного искусства, твёрдо вошедших в его историю.
Выставки эти явились одним из мощных средств закрепления в со
ветском искусстве реалистических тенденций и были объединены одной задачеП, одним стремлением — от
разить героический народный дух любимой Красной Армии, активно способствовал и изживанию формализма в изобразительном иекус- Ттпе. Уже в 1928 году на выставке «10 лет РККА» появились такие произведения, как «Узловая ж.-д. станция» Б. Йога неона,, «Стихийная демобилизация» Г. Савицкого — предвестники сложения метода со
циалистического реализма. На этой же выставке появилась «Оборона Петрограда» А. Дейнека, художника острого н своеобразного таланта,.
Насколько широко были охвачены художники, можно судить по тому факту, что на выставку «15 лет
РККА» (1933 г.) было представлено более 2.500 про наведен ий 900 художников,
На этих выставках ^перед зрителем прошли многочисленные карти
ны первого и лучшего советского баталиста Грекова, художника, про
делавшего походы вместе с Первой конной армией. Кто из зрителей не темнит ого полотен, посвящённых исторической обороне Царицына, бо
ям под Ростовом! Восторженное приветствие любимого вождя И. В. Сталина мчащейся колонной лихих конников воплощает Авилов в своей картине «Приезд товарища Сталина в Первую конную армию (Н. Оскол, 1919)».
Авилов, как и Г. Савицкий, — тчнтельные художники-баталисты. Оба они прекрасно чувствуют и зна
юг боевой антураж изображаемого (Авилов — «Танки на манёврах», «Выезд пулемётных тачанок на повицию», Савицкий — «Поход Таманской Красной Армии»).
Выставки РККА способствовали выращиванию новых, талантливых кадров художников, ныне занявших
в советском искусстве очень видное исто. На работах к этим выстав
нам окрепло призвание Г. Нисского
как мариниста, и в частности как, мариниета-ба та л и ста.
Наиболее полно раскрылись на выставках богатые батальные возможности романтически приподнято
го таланта А. К.утателадзе («Серго Орджоникидзе призывает горцев на защиту Грозного», «Партизаны Да
гестана в борьбе с генералом Бичераховым»). Здесь же была показана
одень значительная композиция ещо совсем тогда молодого Н. Ромадина — «Интервенция».
Когда мысленно мы восстанавливаем творческий путь наших популярных художников, то почти, как правило, на кяком-то этане их творческой биографии именно юбилейные выставки Красной Армии спо
собствовали рождению очень значи
тельных картин этих художников. Здесь показали свою серию «Лицо врага» Кукрыниксы.
П. Соколов-Скаля, давший в прошлом романтический «Таманский поход», создал в 193.3 году триптих «Щорс» — взволнованный и вместе с тем эпический рассказ о замеча
тельном, полном высокой идейности н благородства пролетарском полководце.
Для Г. Шегаля картина «Горская молодёжь на призыве» («15 лет
РККА») была этапом для создания столь сложно повествовательного, продуманного произведения, как «Бегство Керенского» («20 лет РККА»).
В области большого - композиционного портрета И. Бродский дал свою лучшую вещь «К. К Ворошилов на лыжах», А. М. Герасимов — ставший широко популярным «До
клад товарища Сталина на XVI с’езде партии».
Героические заветы Красной Армии, наследованные ещё от времён Красной гвардии, беззаветную храб
рость, высокую идейную сознательность, стойкость, и несгибаемость в борьбе образно воплотил Б. Иогансотг в исключительной по силе картине «Допрос коммунистов» («15 лет РККА»), Глубоко реалистическое начало в ней нерасторжимо связано с началом романтическим.
Реалистичеоко-романтическая установка всего творчества Иогэлсона, сочетаемая с тонкостью живописной
трактовки, с широтой понимания живописных задач, служит художнику для воплощения большого, высоко идейного образа. Его коммунисты на допросе в белогвардейской контрразведко навсегда остаются в памяти как образы непреклонной силы народа, той силы, ко
торая победами Красной Армии ломает сейчас хребет фашизму.
Картина А. Герасимова «И. В. Сталин я К. Е. Ворошилов» («20 лет РККА») предстает перед нами как некий обобщающий символ великих достижений социалистического строительства.
Имена этих двух художников, в 1941 году удостоенных звания ла
уреатов Сталинской премии, особенно широко известны нашей общественности.
То огромное творческое политиков воспитательное влияние, которое оказывали выставки РККА на наших художников, помогло им отдать силу своего искусства в помощь фронту — создать уже в пе
риод великой отечественной войны ряд очень значительных произведе
ний. Самый факт открытия в залах Государственной Третьяковской галлереи выставки «Великая отечественная война» глубоко знаменателен. Тысяча экспонатов — это масштаб внушительный для выставки и в мирное время. А в период не
виданной в истории человечества войны показ 1.000 произведений, созданных художниками в 1942 го
ду, является огромным художественно-политичеоким фактором. Это лиш
ний раз подчёркивает неиссякаемую духовную силу нашего народа.
В ряде скульптурных произведений наших художников предстают обобщённые образы героических бойцов Крфоной Армии. Глубоко пластическая скульптура Е. Белашовой-Алексеевой «Боец» полна русской национальной выразительно
сти, энергии и молодого напора. С огромной экспрессией вылеплена В. Мухиной «Голова партизанки». Хороша фигура «Политрука» в стремительном наступательном порыве работы скульптора Е. Вучетича.
Наши художники создали ряд интересных портретов, посвящённых командирам и героям великой оте
чественной войны. А. Герасимов дал прекрасный по широте и полнок. ровности живописного решения
«Портрет генерал-полковника И. А. Еременко». Большой психологиче
ской выразительностью отличается «Портрет генерал-майора А. А. Иг
натьева» работы В. Ефа.нова. Образ испытанного в боях воина сильно воплощай Мухиной в скульптурном портрете полковника Б. А. Юсупова. По-особому параден, красив и декоративен портрет героя-лётчика пол
ковника А. А. Юмашева кисти N. Кончаловокого. Ленинградский художник, Серебряиный создал об
лик партизана, полный глубокой, искренней народной простоты и ре
шительности. Лукомский поставил своей целью воплотить многонацио
нальный облик Красной Армии и выполнил это с глубочайшей прада
дипостыг) и тонкой психологической, наблюдательностью в серии портрет яых рисунков.
Особо надо отметить монументальную скульптуру Н. Томского, воплощающую образ гениального стратега, полководца И. В. Сталина. Спо
койной уверенностью, железной во
лей, мудрым видением исторических путей исполнена фигура вождя. Она встаёт как воплощение силы нашего народа, непобедимости и славы Красной Армии.
Волнуют подлинной реалистической правдивостью образа произве
дения художников, находящихся в рядах Красной Армии и Военно- Морского Флота. Среди них выделяются картины художника в -моряке в. «Балтийские залпы» художника Я. Ромаса вырастают в символ Ленинграда, охваченного кольцом блокады, но полного несокрушимой воли к сопротивлению и победе. «Немцы в Керчи» — полотно, выполненное художником Ф. Решетниковым но впечатлениям его пребывания в Крыму. Написанная с ужасающей правдивостью, картина эта
звучит как призыв к расплате, к мщению. Серия севастопольских ри
сунков Л. Сойфертис-а, несомненно, является крупным событием в нашей графике.

КРАСНАЯ

АРМИЯ

Особо примечательно, что наши пейзажисты создали ряд очень интересных по своему настро
ению подлинно военных пейзажей («Немцы прошли» и «Дороти отступления немцев» В. Мешкова, «Красная Армия в Карелии» В. Крайне
ва, «Следы фашистских зверств» В. Б яльгницкого-Б герули, «Прифронтовая дорога» Н. Белянина).
Творчество советских художников тесно связано оо славной Красной
Армией. Выставка, открывшаяся в день 25-й годовщины Красной Ар
мин, показывает новые произведе
ния. посвященные её доблести и геройству.
О. Бескин.
(РЕЧЬ ПОЭТА НА МИТИНГЕ МОЛОДЕЖИ, ПОСВЯЩЕННОМ
25-й ГОДОВЩИНЕ КРАСНОЙ
АРМИИ).
Стихи и поэмы, песни, былины, Летите, звените над нашей страной, Прославьте победные именины
Могучей армии нашей родной.
Весенний ветер во все страны света Доносит славу о красной звезде,
О храбрых солдатах страны Советов, О наших победах, о нашем вожде.
КРАСНАЯ АРМИЯ — эти два слова У всей вселенной сейчас на устах, Друзья — с восторгом, враги —
со злобой Их повторяют на всех языках.
От этих двух слов молодеют лица, От них оживает распятый народ, От этих двух слов палачам
не спится, Убийцу бросает в холодный пот. И смотрят друзья в великой
надежде, И в страхе выпучил бельмы враг
На богатырский, невиданный прежде Армии Красной победный шаг.
Расправивши плечи у Сталинграда Во всю необ’ятиую, грозную ширь,
По-русски, как надо, немецкого гада Пошёл угощать наш народ-богатырь.
У Нальчика начал, побил у Моздока, У Вод Минеральных подсыпал
жестоко, В Майкопе хватил, звезданул
в Краснодаре, В Воронеже хлопнул, под Курском
ударил, Бока наломал у ворот Ленинграда, Разделал у стен Ворошиловграда, В Азове дал жару и в Ейске дал
баню, Лещей надавал на Дону и Кубани,
А что было в Харькове и у Ростова, Для этого трудно найти даже слово. Остёр и богат наш великий язык, Но даже ему порой не угнаться,
Когда наши пули, снаряды и штык С врагом начинают всерьёз
расправляться.
А что будет дальше — представьте
сами, —
Здесь бессильно моё перо! Что может сравниться с
«Последними часами», С простыми словами:
«От Советского Информбюро...»
У Армии Красной — святые задачи, За нею — и совесть, и правда сама. Красная Армия — это значит:
«Да здравствует солнце, да скроется
тьма!»
За счастье своё, за сво отечество, Где радостен труд и где отдых
хорош,
За лучшие думы всего человечества Идёт наша храбрая молодёжь!
Дружбой великою, жатвой обильною Ленинской правды взошли семена,
Выросли люди по-сталински сильные, Выросла вся молодая страна. Среди наших доблестных
полководцев, Среди героев великих побед
Немало достойных и храбрых
найдётся, Кто прежде носил комсомольский
билет. И нынче заслуженно и по праву — Друзьям на радость, врагам
на страх — Несёт молодёжь комсомольскую
славу Во всех боях и на всех фронтах.
Летите, победы крылатые вестники, Над ширью родных городов н сёл! Слава вам, боевые ровесники, — Красная Армия и комсомол!
Четверть века назад ты родилась
в борьбе, Молодая, могучая, грозная,
И поёт вся земля нынче славу тебе, Наша армия победоносная!
Слава Сталину! Слава родным
храбрецам!
Командирам-отцам и героям-бойцам! Слава воинам-освободителям!

В. Лебедев-Кумач.

Плакат художника А. Кокорекина, выпущенный издательством «Ис
кусство».

ОТКРЫТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ

ВЧЕРА В ЗАЛАХ
ЦДКА
На открытие выставки «Красная Армия в борьбе с немецко-фаши
стскими захватчиками» вчера в ЦДКА пришли командиры, рабочиестахановцы московских предприя
тий, артисты, писатели, художники, учащаяся молодёжь столицы, руководящие работники Главного по
литического управления Красной Армии, Комитета по делам искусств при СНК СССР.
Открывая выставку, заместитель начальника Главного политического управления Красной Армии гене
рал-майор И- В. Шшшн указал, чго она ярко отображает силу и мощь Красной Армии, её героические делаславных воинов — бойцов, командиров и политработников, не жалеющих сил для победы над врагом. Выставка, созданная в короткий срок, является большим событием в истории советского изобразительного искусства.
В 25 залах размещепо около 1.000 работ художников и скульпторов.
Подолгу и внимательно осматривали /первые посетители . выставки многочисленные произведения живописи! графики и скульптуры, в которые запечатлены глубоко волнующие эпизоды борьбы Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками.
В первый день выставку посетило более 1.000 человек.

ГОРОДА

ГЕРОИ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
ШКОЛЬНИКОВ столицы
В ознаменование 25-летия Красной Армии Московский городской комитет ВЛКСМ, МоггорОНО и Дом пионеров проводят среди школьников столицы историко-литературный конкурс на тему: «Города-герои великой отечествен
ной войны». Для проведения конкурса образован Центральный штаб, возглавляемый генерал-майором А. А. Игнать
евым; в состав его вошли профессора, писатели, педагоги.
Для участников конкурса Центральный штаб выпустил специальное пособие, в котором даны задании исто
рического и литературного характера по городам: Москве, Ленинграду, Одессе, Севастополю,- Сталинграду. Кроме того штаб организует лекции, доклады, экс
курсии в музеи, просмотр кинофильмов и т. д. *
Ha-днях в Доме пионеров состоялось торжественное открытие конкурса, на котором присутствовало свыше 500 школьников. На собрании выступили генерал-майор А. А. Игнатьев, замес
титель народного комиссара просвещения генерал-майор тов. Борисов, членкорреспонденг Академии наук, СССР профессор С. Б. Бахрушин и др.
Конкурс продлится два месяца. Луч
шие работы будут премированы.

НА БАЛЕТЕ „БАЯДЕРКА“

НА АФИШЕ филиала Большого
театра СССР снова появился старый классический балет «Баядерка», тщательно и добросовестно во
зобновлённый заслуженным арти
стом РСФСР И. Смольцовым и В. Кудрявцевой
«Индия» балета не имеет ничего общего с. подлинной Индией. Она необходима была авторам балета как повод для сочинения пряных
«восточных та.нцев». Наивен и сюжет балета. Он построен на традицион
ной борьбе двух соперниц (баядерки Никии и дочери раджи Гамзатти) за любимого человека. Музыка Мишсуса — «казённого композитора» пе
тербургских императорских театров — написана ремесленно, но с большим знанием требований балетной сцены. Она получила новую жизнь в мастерском переложении Б. Асафьева.
«Баядерка» живёт на сцене несколько десятилетий. В 1877 году знаменитый Мариус Петипа поставил балет в Петербурге, а А. Гор
ский (первый и второй акты) и В. Тихомиров (третий акт) — в 1911 голу в Большом театре в Мо
скве. Своей долгой сценической жизнью спектакль обязан балетмей
стерам. Они не поскупились на искусное сочинение многих характер
ных и классических танцев. Третий акт балета — «в царстве теней» — является одним из лучших образцов классического танца. Драматическое действие первых двух актов балета даёт простор творчеству его испол
нителей-, Это всегда привлекало к нему внимание артистов, стремив
шихся блеснуть в «Баядерке» своим мастерством.
Балетный репертуар филиала Большого театра имеет очень мало названий. Поэтому каждой балерине хочется испробовать свою силу по •возможности в наибольшем количестве партий. Молодая балерина, за
служенная артистка РСФСР Софья Головкина, с успехом исполнившая ведущие роли в «Дон-Кихоте», «Ле
бедином озере» и «Светлане», сейчас впервые выступает в «Баядерке».
Головкина — сильная классическая танцовщица, обладающая законченной танцевальной техникой. Её
В ФИЛИАЛЕ
БОЛЬШОГО ТЕАТРА
классике присущи чуткость, внутренняя дисциплина, строгость форм, кажущаяся иногда даже немного жестковатой. В «Баядерке» Головкина тактично и сдержанно пере
даёт перелива,ния своей героини, её сердечную драму, её борьбу за счастье. Но быть может понадобится ещё несколько спектаклей, пока исполнительница окончательно овла
деет всей глубиной переживаний Никин и вся партия приобретёт ту
Балет Л. Минкуса «Баядерка» в филиале Большого театра СССР. На снимке: заслуженная артистка РСФСР С. Головкина в роли баядерки и артист А. Руденко в роли индий
ского танцовщика.
Фото Л. СМИРНОВА.
же страстность, которую Головкина показала на премьере в танце рев
ности. В последнем акте — «в царстве теней» — Головкина с подлинным блеском и виртуозностью исполняет сложные вариации, которыми так богат финал балета.
Роли Гамзатти (артистка Любовь Банк) и воина Солора (артист Вл. Голубин) в этом балете, к сожалению, только мимические. Оба артиста отлично владеют языком ста
рой условной пантомимы. В «танце теней» Вл. Голубин показал себя пре
красным кавалером балерины. Очень хорошо исполнил вариации индий
ского танцовщика А. Руденко, за последний год достигший больших успехов.
В эпизодических ролях «Баядерки» заняты лучшие силы балетной труппы филиала Большого театра. Всяческих похвал заслуживает исполнешие Татьяной Васильевой роли невольницы Айя. Гибкая и пла
стичная в танце, Васильева играет музыкально и выразительно. С большим изяществом проводит Ве
ра Васильева вместе с ученицами хореографической школы В. Алексеевой и Т- Тучниной эфф/ектный танец «Ман.у». Темпераментно и яр
ко танцуют СуламиФь Месеерер, Г. Евдокимов и С. Корень индусскую пляску.
Танцы кордебалета достойны высокой оценки. В прекрасно исполняемых вариациях третьего акта необ
ходимо отметить Т. и В. Васильевых, Т. Бессмертнову и И. Свешникову.
Дирижирует оркестром А. Цейтлин. Превосходно были испол
нены: соло на а.рфе — Т. Кн.нище,- вой, на виолончели — С. Кнушевицким, на скрипке — Г- Троесминем.
Балет «Баядерка» идёт в поблекших от времени, но еще хранящих Яркие краски, декорациях знаменитого художника Константина Коровина. Их, конечно, следовало сохранить. Но возобновление балета сведено только к тщательному восстановлению прежпрй постаяс-вки. Меж
ду тем старые балеты нужно не только сохранять, но и обновлять, удаляя все обветшавшее, внося в их программу новые тайцы.

М. Николаев.

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

„КРАСНАЯ АРМИЯ —

ПОДЛИННО НАРОДНАЯ АРМИЯ

ГАЗЕТА «ФРАНС» О 25-ЛЕТИИ КРАСНОЙ АРМИИ
ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Газета Сражающейся Франции «Франс» в статье, посвящённой 25-летию Красной Армии, пишет, что в борьбе против гитлеровских захватчиков Красная Армия проявила себя как подлинно народная армия. На борьбу с вра
гом поднялись народы всех cobciских республик. Немецкая лавиат была остановлена, и теперь Красная Армия наступает, громя ошеломлённого, окровавленного, мёрз
нущего врага. Красная Армия — это воодушевлённый народ, это — пехотинцы Сталинграда и Шлиссельбурга, водители танков у -Росто
ва и Харькова, и плоты штурмовиков и истребителей, морская пехота Одессы и Севастополя, это — пар
тизаны оккупированной Украины, сражающиеся с врагом, это — миллионы рабочих и работниц а тылу, занятых днём и ночью про
изводством вооружения. Ни на ми
нуту не переставая сражаться, Красная Армия празднует свое 25-летие. В лице Красной Армии свободолюбивые народы приветствуют силу, которая уже теперь потрясла до основания немецкую тира.нию.

Митинг чехословаков в Лондоне

в ознаменование 25-й годовщины Красной Армии

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). В ознаменование 25-й годовщины Красной Армии Чехословацкий Госуда.рст. венный Совет и чешские общест
венные организации организовали большой митинг чехословаков, про
живающих в Лондоне. На митинге присутствовали представители чехословацкой армии, видные общественные и политические деятели Чехословакии и посол СССР при союзных правительствах тов. Богомолов.
После вступительного слова председателя Чехословацкого Государственного Совета Максы с речью от имени правительства Чехословакии выступил министр национальной обороны генерал Ингр. Обрисовав исторический путь Красной Армии, Ингр в заключение заявил: «Сего
дня, когда Красная Армия, ведя победоносное наступление, громит врага и приближает час освобождения народов, порабощённых гитлеризмом. мы выражаем глубокое восхищение подвигами советских войск.
Мы шлём Красной Армии наш пламенный привет и желаем ей быст
рого уничтожения немецких орд, вторгшихся на советскую землю. Мы желаем ей скорой победы, от которой зависят судьба и будущее чехословацкого народа».
С речью выступил также предсе.датель политической комиссии Чехословацкого Государственного Совета Давид. «Победоносное наступ
ление Красной Армии,—сказал он— воодушевляет все порабощённые гитлеровцами народы в их суровой борьбе. Чехословацко-советская
дружба скреплена кровью. В этой дружбе мы видим гарантию осво
бождения чехословацкого народа и независимости Чехословацкой рес
публики. Да здравствует главная Красная Армия! Да здравствует великий полководец Иосиф Сталин!».
Чехословаки — рабочие и служащие военных предприятий — пере
дали на митинге подарки Красной Армии.

ПРАЗДНОВАНИЕ 25-ЛЕТИЯ КРАСНОЙ АРМИИ

В АВСТРАЛИИ

СИДНЕИ, 23. (ТАСС). 25-я годовщина Красной Армии была торже
ственно отмечена во многих городах Австралии. По предложению премь
ер-министра Австралии Кэртена на всех правительственных зданиях Сиднея 21 февраля были вывешены национальные флаги. В Сиднее и в ряде других промышленных цент
ров страны состоялись массовые митинги и демонстрации. Около 5.000 человек участвовало в торже
ственном шествии, состоявшемся в Сиднее. Демонстранты несли порт
реты Сталина, Черчилля, Рузвельта, Чан Кай-ши, советских маршалов и генералов. Толпы народа приветствовали процессию.
В здании муниципалитета Сиднея состоялся митинг, на котором при
БОРЬБА
ГРЕЧЕСКИХ ПАТРИОТОВ
КАИР, 24. (ТАСС). По сведениям, поступившим из Афин, в Греции усиливается активность патриотов. Особенно успешно действуют партизанские отряды в Восточной Македонии. Нападая на оккупантов, пар
тизаны часто захватывают машины, груженные боеприпасами и продовольствием, которое они распреде
ляют затем среди голодающих греческих крестьян.
Недавно близ Салоннк группа греческих паотизан совершила на
падение на сильно охранявшийся германский военный склад. Парти
заны захватили большое количество винтовок, ручных гранат- патронов и 20 пулемётов. Взбешенные дерзким налётом немецкие власти расстре
ляли 20 крестьян и арестовали около 500 греков этого района по обвинению в антигерманской деятельности.
Греческие подпольные патриотические организации регулярно распространяют среди населения ли
стовки с сообщениями о победах Красной Армии. Эти листовки доходят до самых отдалённых районов страны.
СТРАДАНИЯ
БЕЛЬГИЙСКОГО НАРОДА
ПОД ГНЕТОМ ОККУПАНТОВ
ЛОНДОН, 23 (ТАСС). Видный, бельгийский в-рач, приехавший _ наднях в Лондон, сообщил о тяжёлых условиях жизни населения Бельгии. Вследствие плохого питания, разсказал он, туберкулёз распространён теперь в Бельгии в 5 раз боль
ше, чем в первый год войны. В стране царит голод. Каждый взрос
лый бельгиец потерял в среднем в весе 10—15 килограммов.
По словам врача, в Бельгии широко распространены болезни, многих из которых бельгийцы вовсе не знали до войны. Большинство болезней вызвано недоеданием.
Находясь в условиях жестоких лишений и свирепого гитлеровского террора, заявил врач, бельгийцы, однако, не ослабили своего патриотического духа Воля к сопротивле
нию оккупантам крепнет с каждым днём. Достаточно указать хотя бы на тот факт, что в Бельгии сейчас издаётся более 150 подпольных па
триотических газет, призывающих к борьбе за освобождение страны от гитлеровских оккупантов.
САБОТАЖ
В НОРВЕГИИ
СТОКГОЛЬМ, 24. (ТАСС). Газета «Стокгольме тиднинген» сообщает, что несколько тысяч немецких женщин, находившихся в Норвегии, частью угоняются в Германию для ра
боты на военных заводах. Многие из tax отказались поехать в Германию и скрываются.
Газета сообщает, что приехавший в Фредерикстад гитлеровский наместник Тербовен об’явил, что если рабочие предприятий провинции Эстфольд не прекратят немед
ленно проводимый ими в широких размерах саботах, то немецкие власти об’явят провинцию на чрезвычайном положении. Производитель
ность предприятий концерна Хильдиша в Фрелерикстаде за последние мегнцы понизилась на 35 процентов,
оутствовало свыше 2.500 человек. От имени австралийского прави
тельства на митинге выступил о речью министр иностранных дел доктор Эватт, который подробно ос
тановился на замечательных воен
ных победах, одержанных Советским Союзом. «Австралия должна рав
няться по Сталинграду», — сказал Эватт, обрисовав военные меропри
ятия австралийских властей. «Фашистская пропаганда, — заявил далее Эватт, — пытается посеять раз
доры между Англией и Госсией. Но фашистам не удастся добиться это
го. В Англии я убедился в глубоком
желании и решимости английского народа сотрудничать с русскими как в военное, так и в мирное время».

24февраля

С
ОГРОМНЫМ энтузиазмом вся страна встретила приказ Верхов
ного Главнокомандующего товарища Сталина о 25-й годовщине Крас
ной Армии. Бойцы на фронте, трудящиеся в тылу отвечают на этот исторический приказ ноьыми славными делами. В Москве, Ленин
граде, Горьком, Молотове и других городах советской страны во время собраний и бесед на предприятиях стахановцы рапортовали о выполнении взятых ко Дню Красной Армии обязательств. Вот один из примеров
самоотверженного труда патриотов, о котором сообщает «Правда» Вчера к 5 часам дня коллектив цеха,
которым руководит тов. Дапковский (станкостроительный завод имени Орджоникидзе),, завершил месячную программу на 105 процентов. В этот день не было ни одного рабочего, который выработал бы ниже 110 процентов задании. ★
ГАЗЕТЫ публикуют письмо
товарищу Сталину от бойцов, командиров и политработников Севе
ро-Кавказского фронта, подписанное командующим фронтом генерал-пол
ковником Масленниковым и Членом Военного Совета генерал-майором Фоминых. Фронтовики рапортуют: «...За. прошедший месяц мы с боя
ми прошли около 200 километров, освободили большую часть Красно
дарского края и гейчзс заканчиваем очистку от фашистского зверья устья Кубани. Над десятками горо
дов, сотнями сёл, станид и дере
вень Северного Кавказа вновь реет наше славное Красное Знамя. Враг ожесточённо сопротивляется. Он хо
чет во что бы то ни стало удержать в своих руках Таманский полуост
ров с тем, чтобы использовать его как плацдарм для будущих насту
пательных операций. Сегодня мы перед лицом всего советского наро
да торжественно заверяем Вас в том, что не дадим врагу за держаться на Тамани, в недалеком будущем вся Кубань будет очищена от фашистской погани». ★
О
ТЧЕТ о торжественном общего
родском радиомитинге в Ленинграде печатает «Правда». Митинг был, посвящён 25-летию Красной Армии и историческому приказу Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. На митинге выступили председатель исполкома Ле
нинградского горсовета тов Попков, ко1мандующий войсками Ленинград
ского фронта генерал-полковник тов. Говоров, командующий Краснозна
мённым Балтийским ф>лотом вицеадмирал тов. Трибун, писатель Николай Тихонов и другие. ★
ГАЗЕТЫ продолжают печатать сообщения о торжественном празд
новании 25-й годовщины Красной Армии за, рубежом. Помещены отчёты о митингах в Ньюкасле, Бирмингеме, Глазго. Газеты печатают также приветствия иностранных государственных, военных и обществен
ных деятелей в связи с 25-й головщиной Красной Армии. Опублико
ваны приветствия Красной Армия от деятелей науки и литературы Англия.