ЧТО ГОВОРЯТ

„Крест и Маузер 1 готовился к выпуску в свет тогда, когда кино-атмосфера содрагалась криками: „Назад к классикам , когда, вняв гласу Парижа, кино-организации рвану
лись в литературные архивы и чуть ли не докопались до исценировки Антиоха Канте
мира. Надеемся, что ныне „Крест и Маузер значительно собьет азарт о классиколюбов и покажет, что есть условия, при которых

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ:

современный сценарии может стать хорошей фильмой.
Условия эти —в качестве. „Крест и Маузер — это демонстрация качества, доведенного в некоторых отно
шениях до заграничного уровня-качества оператор
ской работы, верности в подборе типажа, тщатель
ности проработки некоторых сцен, актерского уменья оформить действенное звено не ста двадцатью гримасами, а одним — двумя скупыми движениями. Ход на совре
менность и качество — вот формула „Креста и Маузера .

С. Третьяков ДИРЕКЦИЯ ФАБРИКИ:

„Крест и маузер — значительная фильма при весь
ма скромных технических возможностях.
Первая фабрика показала, что при некотором внимательном отношении наше советское кино-производство может выпустить хорошую советскую фильму.
Это начало. Начало показало, что мы продол
жаем работать при весьма ограниченном ампераже. Это самое важное. А в картине это наибольший недостаток. Наши операторы кроили свет буквально из лоскутов. Все же накроили хорошую по фото советскую фильму.
Свет у нас будет. Это решит вопрос о хороших фильмах на большое количество процентов.
М. Капчинский

РЕЦЕНЗЕНТ:

Хвост у первого Госкино. Редкий хвост для русской картины. Хвост доказывает, что тема названа верно. Сценарист правильно учел вку
сы публики, которая со времен Радклиф, Матюрена и Луиса любит узнавать о тайнах монастырей.
К сожалению, все сценаристы ругают друг друга. Неужели я уже стал сценаристом?— Мне хочется ругать Л. Никулина.
Сценарий рассыпается на несколько кусков, небогат, надписи оловянные, действия людей на экране неубедительны. И полуголые женщины в воде не выглядят агитационно. Впрочем, сценарий, по слухам, переши
вался столько раз, что Никулин спрашивал на просмотре: „А что дальше будет ?
Во всяком случае, дальше будет лучше, и если не считать самого конца, то диалог в
последних сценах иногда достигал уровня посредственной литературы.
Очень хороша режиссер ская работа. Кроме затянутой и неразнообразной кар
тины погрома, в которой тема насилия использована так широко, что, вероятно, после этого насилия в рус
ских лентах прекратятся, вся лента сделана хорошей режиссерской рукой. Очень хорош выбор актеров, тол
па набрана с громадным умением, трагические лица запоминаются. Человек, просящий у полиции разре
шения громить, выглядит рожденным для этой прось
бы, а не приглашенным на массовку.
Хороши актеры, которые не шевелят бровями, а иг
рают. Сложную и запутан
ную всякими переделками роль Иеронима Десницкого превосходно провел Кутузов. Это или очень хороший актер, или изумительно выбранный. Все отцы иезу
иты даны превосходно. Друг Иеронима, человек почти без роли, запомнился мне.
Плох, как это ни странно для Гардина, монтаж. Девочку секут во всех углах комнаты без всякой пользы.
Тут нужно подрезать. Может быть, режиссеру не хватило материалу для монтажной работы. Слишком много виражей и ночных с емок.
Но картина, в общем, уже товар: она построена на мастерстве, а не на шалости. Если говорить о ее смысловой стороне, то, конечно, отцы-иезуиты старые противники Руссо и сейчас умнее. Враг все еще глуп и прост в кино.
Маузер, так хорошо выглядящий на заголовке, плохо в‘еден в сюжет.
Виктор Шкловский
Артист Рогожин
в роли ксендза Щура