О „КРЕСТЕ И МАУЗЕРЕ“

РЕЖИССЕР:

Снимали полгода. Вопреки моде на экспедиции, никуда не выезжали. Поездки заменены режиссерской работой.
Сценарий был сдан в конспективном виде и беспрестанно изменялся в зависимости от самых разнообразных причин.
Картина—показатель того, что мы можем работать.
О методах и направлениях. Я не поклонник старого. Новое пришлось не только пережить, но и утвердить.
В. Г а р д и н
Гореть было не так страшно, как это кажется. Гореть мне помогал статист. Помогал тем, что когда должны были гореть ноги, то жгли статиста. Горючим меня обли
вали. Зажигать зажигали. Но под сутаной был надет пожар
ный костюм. Самым неприятным моментом была с емка лица в огне.
Кутузов

МАССОВИК:

Я попал в массовку „Крест и Маузер . Помреж сказал.
— Завтра, в 10 утра на Мало-Грузинскую, к польскому костелу.
На крыльце костела куча детей. Возня. Серые и вз ерошенные, как воробьи в дорож
ной пыли. Возня превращается в драку. Малыш, лет трех, за
бился в угол, плачет навзрыд. Никто этого не замечал. Пла
чет. Эка невидаль. А нам то что? Мы киноартисты.
Малыш, при виде аппарата, уставившего в него свой страшный глаз, начинает плакать все сильней и сильней.
Никакой артист не смог бы передать с такой силой — страх, ужас и слезу,-—как этот малыш.
— „Довольно — сказал режиссер.
В первый раз я увидел улыбку на лице Гардина, когда он подходил к ребенку. Малыш доверчиво сунул грязную рученку в протянутую руку режиссера, постепенно утихая.
Помрежа нарядили в костюм пожарника. Натянули на него черный халат, облили бен
зином и зажгли. Так и снимали пылавшего помрежа, пока ему не стало жарко и основательно не подожгло.
— Господи, што делают... приговаривала старушенция у забора.
Нужно, чтобы толпа, увидев труп сгоревшего человека, пришла в ужас, чтобы на лицах застыл неподдельный страх. И тут Гар
дин нашел, что малыш, плакавший, а потом испугавшийся аппарата, передаст страх и ужас лучше, чем тысячная толпа актеров.
Е. Борисов

СЦЕНАРИСТ:

Кино едва ли не сильнейшее средство для разоблачения лицемерия и изуверства церковников. Крайне „важно, что впервые, в обста
новке Советского Союза, в единственном месте земного шара, куда не проникает церковная цензура, показать лицо католической церкви.
Советский Союз в своей революционной борьбе нащупал среди своих врагов и „святую, непрогрешимую, апостолическую церковь.
Веяние новой эпохи коснулось и тех слуг католической церкви, которые находились на территории Советского Союза. Некоторые из
них (ксендз Толстой и сожжен
ный в Житомире Фетюкевич) пытались быть „мирными пастырями и не выполнять навязанной им роли активных
врагов Советского Союза. Судьба сожженного в Жито
мире ксендза Фетюкевича только отчасти послужила темой сценария „Крест и Маузер .
Целью автора было построить так сюжет, чтобы развитие действия, напряже
ния действия, драматические положения заставили от на
чала до конца смотреть филь
му. Серьезная, глубокая тема и развитие ее на экране по
мнению автора должны были отвлечь широкого зрителя от обывательщины, прикрываю
щейся классическим материалом, которая, к сожалению, в последнее время захватывает и наше производство.
С выполнением картины в первом эпизоде (первые четыре части) я согласен. Во втором эпизоде не могла уложиться полностью огром
ная тема победоносного столкновения новой России с изворотливой и гибкой реакционной организацией.
Некоторые мои варианты развития действия во втором эпизоде я считаю более впечатляющими зрителя. Но это, разумеется, касается частностей и кое-где чуть подчеркнутой игры отдельных исполнителей. Техниче
ское чзыполнение фильмы безупречно. Мас
совые сцены, по-моему, требовали больших масштабов.
Считаю долгом благодарить С. М. Третьяко ва за ценные указания, сделанные им в весьма затруднительные моменты над почти законченным сюжетом.
Л. Никулин
Артист Кутузов
Шарж П. Галаджева