Северо-Западный фронт. Н-ская авиачасть активно участвовала в ликвидации укрепленного плацдарма противника в районе Демянска. Славные лётчики бомбили сильно укрепленную полосу врага, уничтожали его живую силу и технику. На снимках: 1. Экипаж пикировщика, совершивший 90 успешных боевых вылетов и на-днях разгромивший большие склады противника; слева направо — орденоносцы радист лейтенант Н. Комаров, командир самолёта капитан П. Сырчин и штурман капитан Д. Любченко. 2. На командном пункте авиачасти; командиры самолётов получают боевые задания перед вылетом на бомбежку вражеских укреплений. 3. Пикировщик выруливает на старт. Фото А. Гаранина.

ПЛОДЫ САМООТВЕРЖЕННОГО ТРУДА

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 2 марта

В течение 2 марта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

В Баренцовом море нашими кораблями потоплены транспорт противника водоизмещением в 8.000 тонн и сторожевой корабль водоизмещением в 800 тонн.

1 марта частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 100 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 18 артиллерийских батарей и взорван склад боеприпасов противника.

Западнее Ростова на Дону части Н-ского соединения продолжали наступательные бои. Наши бойцы, преодолевая упорное сопротивление и отражая контратаки противника, ведут борьбу внутри немецкой обороны. Уничтожено 8 вражеских танков, 18 орудий, 24 пулемета, 20 автомашин и истреблено до 600 гитлеровцев. Сбито 4 немецких самолета.

Юго-западнее Ворошиловграда бойцы Н-ской части, отбивая контратаку противника, подбили 2 танка и уничтожили до роты немецкой пехоты. В районе крупного населённого пункта полностью истреблён вражеский разведывательный отряд в составе двух взводов пехоты.

Западнее Харькова наши войска продолжали наступательные бои. Противник подтянул резервы и предпринял несколько безуспешных контратак. Боем установлена на этом участке 167 немецкая пехотная дивизия, только-что прибывшая из Голландии. Бойцы Н-ской части, сломив сопротивление гитлеровцев, продвигались вперёд и заняли крупный населённый пункт. В бою за этот населенный пункт противник потерял убитыми и ранеными до 400 солдат и офицеров. Уничтожено 3 немецких танка, 7 орудий и 6 автомашин. На другом участке части под командованием тов. Улитина окружили населённый пункт и после пятидневных боёв овладели им. Гарнизон противника уничтожен. Захвачены склады с боеприпасами, продовольствием и другие трофеи.

★Западнее Курска бойцы Н-ской части в результате решительной атаки овладели укреплёнными позициями противника. Огнём нашей артиллерии разрушен ряд немецких дзотов, подавлен огонь миномётной и двух артиллерийских батарей противника.

На Кубани наши войска вели наступательные бои и заняли несколько населённых пунктов. Подразделения Н-ской части в одном из этих населённых пунктов захватили 5 орудий, вещевой склад, склад боеприпасов и много различного пехотного вооружения.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Минской области, с 1 по 20 февраля истребил свыше 100 гитлеровцев и захватил 6 пулемётов, 44 винтовки и 4 револьвера. За это же время партизаны пустили под откос 7 воинских эшелонов противника. Разбиты 52 вагона с немецкими солдатами и вооружением.

Минские партизаны из отряда «Железняк» на-днях внезапно напали на крупную железнодорожную станцию. Бой за станцию длился несколько часов. Большая часть немецких охранников уничтожена, а остальные разбежались. Овладев станцией, партизаны взорвали железнодорожные сооружения.

★Пленный обер-ефрейтор 1 роты 28 полка 8 немецкой егерской дивизии Леопольд Бишоф рассказал: «В 1942 году я служил в охранном батальоне в городе Барановичи. Этот батальон нёс наружную охрану в тюрьме, концентрационном лагере и в лагере для военнопленных. Весной в барановичскую тюрьму прибыл транспорт польских заложников. Все они были вскоре расстреляны. В начале мая только за один день было расстреляно 70 ксендзов, 18 женщин и 11 бывших офицеров польской армии. Казнь происходила за лагерем военнопленных».

В трёхдневных ожесточённых боях в районе Горни Лапац югославские партизаны истребили 470 итальянцев и уничтожили танк, 16 автомашин, 8 тонн бензина и обоз 152 итальянского полка. Партизаны захватили 2 танка, 3 орудия, 5 миномётов, 13 пулемётов, 100 тысяч патронов, 6 радиостанций и другое военное имущество. В районе Прозора партизаны продолжают преследование разбитых итальянских частей.

Утреннее сообщение 3 марта

В течение ночи на 3 марта наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

Западнее Ростова на Дону наши войска вели наступательные бои. Н-ская часть ворвалась в окопы противника и истребила до 100 немецких солдат и офицеров. На другом участке гитлеровцы пытались вернуть одну высоту, занятую вчера нашими частями. Бойцы подразделения под командованием гвардии младшего лейтенанта Фатина отбили контратаку противника и истребили 60 вражеских солдат и офицеров.

★Юго-западнее Ворошиловграда бойцы Н-ской части в бою за населённый пункт разгромили две роты вражеской пехоты, подбили и сожгли з немецких танка и уничтожили 7 автомашин с боеприпасами. Захвачены трофеи.

★Западнее Харькова части Н-ского уединения заняли несколько населённых пунктов. В уличных боях уничтожено до 300 вражеских солдат и офицеров. Захвачено 2 склада боеприпасов и продовольственный склад. Наши танкисты, продвигаясь вперёд, рассеяли и частью уничтожили колонну немецкой моторизованной пехоты. Уничтожено 14 автомашин и 2 автоцистерны с горючим.

★Западнее Курска подразделения Н-ской части в результате стремительной атаки выбили немцев из двух населённых пунктов. Захвачено 2 орудия, более 100 винтовок, боеприпасы и разное военное имущество. На другом участке наши бойцы отбили контратаку противника и уничтожили до 100 гитлеровцев. Захвачено 2 танка, 3 противотанковых орудия и 12 пулемётов.

На Кубани наши войска продолжали наступательные операции. В ночном бою подразделения Н-ской части зашли в тыл противнику и истребили до роты немецкой пехоты. Огнём нашей артиллерии подбито 3 танка и взорван склад противника с боеприпасами.

Отряд крымских партизан в конце февраля месяца пустил под откос немецкий воинский эшелон. Разбиты паровоз, 7 платформ и 5 вагонов с военными грузами. Убито до 100 гитлеровцев.

Группа ростовских партизан проникла в деревню, в которой расположился штаб немецкой части. Бесшумно сняв часовых, советские патриоты забросали помещение штаба гранатами. Убито 3 немецких офицера и 15 солдат.

Пленный командир 1 батальона 585 полка 320 немецкой гренадерской дивизии капитан Вилли Курт рассказал: «Весь 1942 год 320 дивизия находилась во Франции, в районе Шербура, где несла караульную службу по охране морского побережья. 27 декабря прошлого года дивизия выехала в Россию. Во Франции даже офицеры очень мало знали об истинном положении дел

Поединок с немецкой тяжелой батареей

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 3. (Спец. корр. ТАСС). По всему фронту гремит слава о батарее краснофлотцев, которой командует капитан-лейтенант Дмитриев. Свыше 500 стрельб провели артиллеристы. Они уничтожили 5 немецких батарей, частично рассеяли и частично истребили до 4 рот противника, взорвали 3 немецких склада с боеприпасами.

Несколько дней назад немцы подвергли обстрелу орудие старшины 2-й статьи Кузьмина. На выручку товарищу пришёл старшина 2-й статьи Петр Шитихин. Поединок был неравным. Немцы имели преимущество не только в количестве орудий, но и в их калибре.

Неприятельские снаряды разрывались на огневой позиции советских артиллеристов. Осколком ранило Шитихина, но он ещё долгое время продолжал командовать орудием. Потом командование принял старший краснофлотец Александр Василенко. Восемнадцать снарядов послали моряки в стан врага. Меткими выстрелами они заставили замолчать немецкую тяжёлую батарею.

на Восточном фронте. Незадолго перед отъездом я видел у командира полка подполковника Фосса официальный бюллетень командования, в котором сообщалось, что немецкие войска полностью овладели Сталинградом. Я принимал это сообщение немецкого командования за правду и до самого последнего времени питал уверенность в том, что в этой войне победит Германия. В России, на поле битвы, моя -уверенность была поколеблена. Сейчас я настроен весьма пессимистически и думаю, что Германия уже не может победить. По дороге на фронт я видел отступающие в беспорядке жалкие остатки итальянских войск. Скажу откровенно: если бы в Италии знали об ужасной судьбе, которая постигла итальянские дивизии в России, то ни один итальянец, будь то солдат или офицер, никогда больше не решился бы вступить на русскую землю с оружием в руках. Наша дивизия также понесла тяжёлые потери. Русские танки зашли нам в тыл. Мы поспешно отступили. Русские разбили арьергард, прикрывавший отход частей. В одном только бою мой батальон потерял убитыми, ранеными и обмороженными 287 человек».

Немецко -фашистские мерзaвцы опустошили деревню Хорошее, Орловской области. Бандиты уничтожили всех колхозных активистов и многих рядовых колхозников и колхозниц. Немцы долго охотились за председателем сельского совета, но крестьяне укрывали его от фашистов. Когда гитлеровцы узнали об этом, они повесили колхозников Шкаликова и Дубинкина, а трёх колхозников расстреляли. Всего за время оккупации немцы расстреляли 150 мирных жителей деревни. При отступлении немецко-фашистские захватчики насильно увели с собою всех оставшихся в живых мужчин от 14 до 50 лет.

Сегодня в «Правде» опубликована ответная телеграмма товарища Сталина секретарю Центрального Комитета КП(б) Украины тов. Хрущеву, председателю Президиума Верховного Совета УССР тов. Гречуха, председателю Совета Народных Комиссаров УССР тов. Корниец.

В эти дни тов. Знаменский — заместитель начальника литейного цеха — и тов. Егоров — старший мастер — почти не уходили с завода. Днём и ночью их можно было видеть или у вагранки или на участке, где шла формовка.

Старый кадровик литейщик тов. Семёнов руководил двумя бригадами вагранщиков.

Процесс плавки не ускоришь. Значит, надо усовершенствовать загрузку печи, подачу ковшей, заливку форм. К этому и стремился бригадир. Он правильно распределил работу. Более легкую — заливку в формы — поручил девушкам, недавно пришедшим на производство. Опытные вагранщики смогли заняться наиболее тяжёлыми операциями — изготовлением станков.

Вся бригада давала втрое и даже вчетверо больше продукции, чем полагается по норме. Таким образом все участки производства получили нужное количество литья. Хорошим вагранщиком стала тов. Голышева — молодая работница. Она настояла на том, чтобы ей поручали операции, до сих пор считавшиеся «мужскими». На изготовлении деталей станков она стала перевыполнять нормы, как и старые, опытные мастера.

Преодолевая большие трудности, хорошо работал сборочный цех (начальник тов. Бакулин). В цехе стали широко применять узловую сборку, при которой группа слесарей ведет монтаж нескольких узлов одновременно.

Большим успехом может гордиться инструментальный цех, которым руководит тов. Токмачев. Он организовал и освоил сложное производство специальной пилы для металла. До сих пор здесь применялись пилы, получаемые с одного из иногородних предприятий. Но пилы часто ломаются, портятся, требуют ремонта, и из-за этого в заготовительном цехе случались перебои в работе.

Инструментальщики не сразу добились хороших результатов. Пилы приходилось переделывать, заново шлифовать, несколько раз подвергать термической обработке. Наконец, были получены полноценные пилы. Они, как показали испытания, качеством не уступают первоклассным маркам.

Так самоотверженно трудится весь коллектив завода, где главным инженером тов. Берман. В результате февральский план здесь выполнен на 106 процентов.

Плакат работы лауреата Сталинской премии художника Ираклия Тоидзе, выпускаемый издательством «Искусство».

ребросили сюда дополнительное количество бомбардировщиков, чаще стали появляться транспортные самолёты «Юнкерс-52». То и дело завязываются воздушные бои.

Лётчики Н-ской части только за один день сбили 9 вражеских самолётов, пять из них были уничтожены в групповых боях. Лётчики Кубарев, Попов и Скоморохов сбили каждый по пикирующему немецкому бомбардировщику, а старший сержант Борщевский — транспортный самолёт «Юнкерс-52». На следующий день лейтенант Луговской в короткой атаке уничтожил торпедоносец «Дорнье».

Во время выполнения боевого задания были сильно повреждены самолёты Передериева и Батарова. Прямым попаданием снаряда на машине старшины Передериева разбило стабилизатор, но лётчик продолжал штурмовку на повреждённом самолёте. У самолёта, пилотируемого Батаровым, повредило правую плоскость. Осколком снаряда был серьёзно ранен в плечо пилот. Однако оба самолёта, выполнив боевое задание, благополучно вернулись на свой аэродром. К. Пухов.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

132 ПРОЦЕНТА МЕСЯЧНОГО ПЛАНА

Подведены итоги двухмесячной работы завода, где главным инженером тов. Ломанов.

Вступая в социалистическое соревнование в честь 25-й годовщины Красной Армии, рабочие, работницы инженерно-технический персонал этого предприятия дали обязательство перевыполнить план января и февраля не меньше чем на 10 процентов. Коллектив сдержал своё слово. Январскую программу завод выполнил на 110 процентов, а февральскую — на 132 процента. План выдержан по всем видам изделий.

Цех, где Начальником орденоносец тов. Буганов, выполнил план на 109 процентов. Он не только хорошо справился со всеми заданиями, но и организовал производство новых деталей, необходимых для одного из видов вооружения Красной Армии. Изготовление этих деталей потребовало специального оборудования и особых инструментов. Тов. Буганов вместе с руководителями завода нашёл способы наиболее полно и целесообразно использовать штампы, станки, инструменты. Он сумел организовать работу всех участков так, что без ущерба для основного производства стало возможным выпускать большое количество особых деталей.

Стахановцы с увлечением принялись за новое дело, гордые тем, что их труд будет вложен в грозное вооружение, несущее смерть фашистским оккупантам. Особенно успешно справлялись и со своими основными обязанностями и с выпуском новых деталей штамповщицы тт. Гришина и Филина, сверловщица тов. Данилова.

Детали эти завод передаёт одному из предприятий Москвы, выпускающему вооружение для Красной Армии.

Цех, где начальником тов. Ледвич, получил на февраль план, превышающий январский на 25 процентов. Для выполнения его потребовалось большое напряжение энергии всего коллектива цеха. Особенно хорошо работала смена мастера тов. Миронова. Здесь не было ни одного рабочего, не выполнявшего норму. В целом же вся смена систематически давала не менее 150 процентов плана.

Стахановки-сборщицы тт. Козлова, Макарова, Киселёва, Максимова дали особенно высокую производительность труда. Иногда они не выходили из цеха по нескольку смен.

Досрочно справился с планом сборный цех (начальник тов. Леснов).

В первые дни марта завод работает с таким же подъёмом, как и в феврале.

МАТЬ И ДОЧЬ КОЛЕСОВЫ У СТАНКА

Совсем недавно Лида Колесова пришла на производство из школы ФЗО. А сейчас она считается одной из передовых стахановок и выполняет все задания.

Лида часто рассказывала дома о своей работе, советовала матери — Анне Васильевне — тоже пойти на производство. Это же советовал матери и сын — Петр, недавно вернувшийся с фронта после ранения.

И мать встала рядом с дочерью у станка. Ей показали приёмы и методы работы. Вскоре Анна Васильевна не отставала от Лиды. Нередко они заключали между собой условие — вырабатывать не меньше 120 процентов задания. И это условие обе всегда выполняли.

Перед 25-й годовщиной Красной Армии дочь вызвала на соревнование мать, обязавшись выпускатьбоеприпасы для фронта на 50 процентов выше плана. Это обязательство Лида выполнила. Но Анна Васильевна, учившаяся у дочери и освоившая технику производства значительно позднее, выработала больше.

Недавно они решили пересмотреть производственный процесс изготовления детали. В разработке новых методов принял участие и Петр, поступивший на это же производство.

В результате предложенных семьёй Колесовых рационализаторских мероприятий, упрощающих производственный процесс изготовления одной важной детали, большинству работниц цеха удалось значительно повысить производительность труда. Сейчас мать и дочь Колесовы пересматривают свое обязательство. Они хотят вырабатывать к 8 марта не менее двух норм.

КОМСОМОЛЬСКИЙ ПОДАРОК ФРОНТУ

В цехе, где начальником тов. Яковенко, готовились производственные подарки Красной Армии. Группа комсомольцев под руководством мастера тов. Краснюк решила изготовить и собрать во внеурочное время три агрегата, нужных для фронта.

С большим воодушевлением молодёжь цеха взялась за работу. После рабочего дня каждый молодой рабочий и работница спешили выполнить общественное задание и добивались не только высокой производительности труда, но и отличного качества изделий.

Своё обещание комсомольцы выполнили — они сообщили секретарю парторганизации завода тов. Галанову о том, что агрегаты собраны и готовы к работе.

— Деньги, причитающиеся за изготовление этих агрегатов, просим передать в фонд обороны, — писали молодые рабочие и работницы.

СТАХАНОВСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Цех выпускал детали боеприпасов. Нередко работницы говорили о том, что следовало бы найти новые способы работы, которые ускорили бы выпуск деталей на сборку. Технически такой способ был возможен, но понадобилось увеличить производительность оборудования без применения каких-либо приспособлений.

Путём различных экспериментов стахановцы цеха, в том числе тов. Борисова, нашли новую технологию изготовления деталей, которая резко увеличила производительность оборудования. Они стали применять способ многослойной штамповки, при которой вместо одного листа металла под пресс закладывается сразу два. Выработка тов. Борисовой, применившей одной из первых этот способ, увеличилась вдвое.

За стахановскую работу для фронта тов. Борисова, награждена правительством медалью «За трудовое отличие».

БОИ НА КУБАНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3. (Спец, норр. ТАСС). На Кубани наши части продолжают теснить немцев. Бои носят упорный характер. Противник создал массу сильно укреплённых опорных пунктов и оказывает яростное сопротивление. Кроме того, серьёзным препятствием для наступающих войск являются плохо замёрзшие в этом году плавни в низовьях реки. Тем не менее части Красной Армии шаг за шагом продолжают очищать кубанскую землю от немецко-фашистских оккупантов.

На одном из участков гитлеровцы пытались неоднократными контратаками вернуть позиции, с которых они были выбиты накануне. Весь день продолжалось ожесточённое сражение в районе одной из станиц. Попытки противника потерпели провал. Отражая последнюю контратаку, советские подразделения стремительным ударом сбросили вражеских пехотинцев в Кубань. К вечеру на поле боя было подсчитано свыше 800 трупов фашистских солдат и офицеров. Много гитлеровцев утонуло в Кубани. Свыше 100 немцев взято в плен. Захвачены также большие трофеи.

Заметно усилилась активность авиации с обеих сторон. Немцы пе-

ВПЕРЕДИ—ТАНК ВАСИЛИЯ НОВИКОВА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2. (Спец. корр. ТАСС). Около тысячи километров прошли в непрерывных боях танкисты Н-ской гвардейской части. Ни метели и зимняя стужа, ни бешеное сопротивление врага, пустившего в ход всю свою технику, не могли сломить наступательного порыва гвардейцев. Всюду танкисты появлялись первыми. Они наводили страх на противника, громили его штабы, нарушали коммуникации.

Смелыми рейдами по тылам противника прославил себя старший лейтенант Василий Новиков. Он проделал на своем танке путь от Каспийского до Азовского моря, провёл 101 атаку и каждый раз выходил победителем.

В книге боевых действий части есть листок Василия Новикова. На его счету значится: 14 сожжённых и подбитых вражеских танков, 12 автомашин с войсками и грузами, 6 противотанковых орудий и одна самоходная пушка, 4 миномёта, 3 взорванных склада с боеприпасами, свыше зоо истреблённых немцев.

Танковая рота, которой командует Новиков, атаковала занятую противником высоту. Танки шли развернутым строем, давя гусеницами вражеские блиндажи, пушки, пулемёты. Некоторые машины вели огонь с хода, танк Василия Новикова стрелял с коротких остановок. Он подбил 4 вражеских танка и раздавил пушку, но в этот момент впереди показались ещё 18 немецких машин. Против вражеской колонны были только три советских танка. Василий Новиков вырвался вперед. Вокруг рвались снаряды, осыпая броню танка дождём осколков. Один за другим в танк попали два снаряда. Лопнула броня, убит механик-водитель, но Новиков продолжал бой. Третий снаряд разбил мотор, и танк воспламенился. Новиков и ещё один член экипажа— младший лейтенант Ермаков — выскочили из горящей машины. Рядом были немецкие автоматчики. Они хотели взять танкистов в плен. Но Новиков и Ермаков сдерживали их до тех пор, пока на помощь не подоспели советские пехотинцы. Они окружили гитлеровцев и 12 из них истребили, а шестерых взяли в плен.

Танковая рота Василия Новикова снова в бою. Танк старшего лейтенанта-гвардейца всегда впереди, в самых опасных местах.

Н. Марковский.

КОМБИНАТ «МОСКВОУГОЛЬ» ВЫПОЛНИЛ ФЕВРАЛЬСКИЙ ПЛАН

За последние шесть дней февраля среднесуточная добыча угля по Мосбассу превысила среднесуточную добычу первых дней декад месяца на 17,1 процента. В итоге февральский план по Московскому бассейну выполнен на 100,3 процента.

3 МАРТА 1943 Г.СРЕДА № 51 (5790) Цена 20 коп.